Дизайн
упаковки в России
в
ХХ – ХХI вв.
1900
г. – создание в России объединения
художников-графиков «Мир
искусства» (объединение просуществовало
до 1924 г.). В рамках этого объединения в
рекламной графике (включая работу над
оформлением упаковки и этикетки) работали
такие известные художники, как И.Билибин, М.
Врубель, а также такие крупные мастера
рекламного искусства, как А. Апсит, А.
Бельский, А. Гапонов, М. Колесников, Р. Клейн.
Позже, в начале 20-х годов ХХ века – М. Марков,
Г. Нарбут, С. Чехонин и др.
1919
– 1920 гг. В Германии, в г. Веймар создан
центр художественного конструирования
БАУХАУЗ. Он стал международной школой
развития новых идей и методов
художественного конструирования. В этом
центре умело сочетались идеологическая,
педагогическая и практическая
деятельность. Здесь были продолжены поиски
идей для создания и графического
оформления многих упаковочных изделий,
которые в последствии стали использоваться
практически во многих европейских странах.
В
1920 г. в Москве
были созданы Высшие государственные
художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Они, в частности, во многом заложили основы
подготовки художников-конструкторов. На
базе ВХУТЕМАСа был создан факультет
художественного оформления печатной
продукции.
1922
г. – создание в СССР треста «МОССЕЛЬПРОМ»
(просуществовал до середины 30-х гг. ХХ века).
На его базе были созданы художественные
мастерские по оформлению упаковочной
продукции.
В
это же время создаются другие отраслевые
тресты, в частности в парфюмерной
промышленности – ТЭЖЭ, ЛенЖЭТ . При них
также работают художественные мастерские,
объединяющие художников-оформителей
упаковочной и этикеточной продукции. В этих
мастерских работали известные художники-прикладники
И. Богорад, А. Зелинский, Д. Тархов, С. Сахаров,
Б. Такке, А. Лавинский, С. Телингатер, А.
Андреев, Э. Лисицкий, Б. Эрдман, И. Шлепянов, В.
Лотонина и др.
Многие
рекламные плакаты и образцы упаковочной и
этикеточной продукции, созданные в первой
половине 20-х гг. ХХ в. художниками
мастерских «МОССЕЛЬПРОМА» (в т.ч.
художником А. Родченко и поэтом В.
Маяковским) в 1925 г. экспонировались на
Международной художественно-промышленной
выставке в Париже и даже получили
серебряные медали.
Во
второй половине 40-х гг. были воссозданы
высшие художественно-промышленные учебные
заведения: в Москве (МВХПУ, бывш.
Строгановское) и в Ленинграде (ЛВХПУ, бывш.
барона Штиглица). В начале 50-х гг. в этих двух
учебных заведениях были открыты кафедры
промграфики и дизайна упаковки
В
конце 40-х годов, на базе мастерских по
оформлению упаковки, существовавших еще в
начале 40-х гг., – в Москве создан комбинат
ПРОДОФОРМЛЕНИЕ (позднее, в конце 70-х гг. -
Всесоюзный художественно-оформительский
комбинат - СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ), который
просуществовал до 1993 г. Этот комбинат
объединял художников – промграфиков,
занимающихся оформлением всех видов
упаковки для пищевой продукции (включая
напитки). Здесь, в частности, работали
художники-прикладники: Д. Яновский, А.
Фокина, А. Андриади, В. Щукинская, В. Волков, В.
Яковлев, В. Коняева, Т. Лапотникова, С. Чумина,
А. Куртенко, , М. Левин, В. Тройников, Е. Сенин,
А. Неровный, В. Соловьев, Ю. Эдемский, В.
Васильев, В. Ладыгин, Б.Родионов, Е. Сапунов,
Ю. Спиридонов, Б. Родионов, А. Октябрьский, В.
Акопов, С. Логвинов, С. Оксман, Б. Сенновский,
К. Суханов, С. Вериченко и др.
В
50-е годы при Московском отделении
художественного фонда РСФСР был создан
Комбинат графических искусств (КГИ). Он
объединял художников – промграфиков,
занимающихся разработкой фирменных знаков,
оформлением упаковки для товаров народного
потребления.
15
мая 1962 г. Совет Министров СССР принимает
Постановление «Об улучшении качества
продукции машиностроения и товаров
культурно-бытового назначения путем
внедрения методов художественного
конструирования», это Постановление,
обязывало, в частности, все предприятия
Советского Союза «создать товарный знак
своего предприятия».
В
соответствии с этим же Постановлением были
организованы Всесоюзный
научно-исследовательский институт
технической эстетики (ВНИИТЭ) и семь
специальных художественно-конструкторских
бюро (СХКБ) в Москве, Ленинграде, Киеве,
Свердловске, Риге, Баку и Тбилиси.
На
ВНИИТЭ возлагались разработка и внедрение
теории и методов художественного
конструирования, определение требований
технической эстетики к различным изделиям
машиностроения и товарам культурно-бытового
назначения, координация научно-исследовательских
работ в области художественного
конструирования и методическое
руководство работой СХКБ.
В
рамках ВНИИТЭ существовал сектор,
занимающийся разработкой дизайна упаковки.
К
сожалению, в условиях перестройки ВНИИТЭ,
как и некоторые другие научно-исследовательские
институты, в основном из-за отсутствия
государственного финансирования, вложения
инвестиций, не смог (да теперь уже и едва ли
сможет) реально работать в направлении
развития дизайна упаковки.
Май
1962 г. По итогам Постановления Совета
Министров СССР «Об
улучшении качества продукции
машиностроения и товаров культурно-бытового
назначения путем внедрения методов
художественного конструирования»
организована выставка «Фирменный знак» в
выставочном зале Союза художников.
Примерно в это же время создана кафедра
промышленной графики и дизайна упаковки в
Московском высшем художественно-промышленном
училище (бывш. Строгановском). К сожалению, в
80-е гг. прошлого века эта кафедра была
реорганизована и специализация по дизайну
упаковки стала для нее второстепенной.
1977
г. Организована первая крупная выставка
работ художников комбината ПРОДОФОРМЛЕНИЕ.В
этой выставке, в частности участвовали
художники-оформители, дизайнеры, ставшие
впоследствии авторами и партнерами журнала
«Тара и упаковка».
В
1988 г. комбинатом СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ (ранее
- ПРОДОФОРМЛЕНИЕ) совместно с АГРОПРОМОМ
СССР и Союзом дизайнеров СССР, на ВДНХ
организована Выставка прикладной графики:
«Графический дизайн. Упаковка. Этикет.
Интерьер».
В
первой половине 90-х гг. многие художники,
дизайнеры и дизайн студии, занимающиеся
оформлением упаковочной и этикеточной
продукции, объединились вокруг редакции
журнала «Тара и упаковка». Журнал публикует
интервью с ведущими художниками-оформителями
(дизайнерами) комбината «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ».
Кстати, работа с бывшими сотрудниками (художниками-оформителями,
дизайнерами) комбината продолжается
постоянно.
В
1994 г. по предложению журнала были
проведены первая международная выставка «ЭТИКЕТКА»
и первый всероссийский конкурс на лучшую
этикетку.
В
1995 г. журнал совместно с партнерами
организует и проводит первый всероссийский
конкурс на лучшую упаковку.
В
этот же период по
инициативе журнала «Тара и упаковка» в
системе Минвуза создается специальность
261201.65 «Технология и дизайн упаковочного
производства». Специализации по дизайну
упаковки вводятся в целом ряде кафедр
дизайна гуманитарных вузов.
В
1996 г. журнал совместно с партнерами
проводит первый всероссийский
студенческий конкурс на лучший дизайн
упаковки – «Заводной апельсин».
1997
г. Журнал «Тара и упаковка» совместно с
Политехническим музеем и при поддержке
фирмы «Тетра Пак», проводит первую в
истории России ретроспективную выставку «Упаковка
из старой Москвы», посвященную 850-летию
Москвы. Здесь редакция впервые
представляет широкой публике собираемые
коллекции упаковок и этикеток конца XIX
– начала ХХ вв. Эти коллекции ложатся в
основу будущего Музея упаковки.
1998
г. Журнал «Тара и упаковка» и
Политехнический музей проводят
ретроспективную выставку «Два века русской
этикетки». Здесь впервые в постсоветской
России журнал совместно с партнерами
представил коллекции этикеток с конца XIX
века до второй половины 90-х гг. ХХ в., включая
многие этикетки, выполненные художниками-оформителями
(дизайнерами) работавшими в мастерских
треста «МОССЕЛЬПРОМ» и, затем, на комбинате
«СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ».
В
1999 г. по инициативе журнала «Тара и
упаковка» создано некоммерческое
партнерство «Центр упаковки, этикетки,
дизайна». Он объединил несколько наиболее
известных в тот период дизайн студий и
крупных предприятий упаковочной индустрии.
На
базе Центра, совместно с Политехническим
Музеем и при поддержке крупнейших
предприятий упаковочной отрасли создан
первый в России Музей упаковки. В
Попечительский совет Музея упаковки вошли
ведущие фирмы – производители упаковочной
продукции России – Фирма «ГОТЭК», ЗАО ПЭФ «СОЮЗ»,
фирма «Мост-1», Культурно-выставочный центр
«Сокольники» (теперь MVK),
фирма H.G.S. и
др.
При
Центре упаковки, этикетки, дизайна
создается Объединение дизайнеров упаковки.
В него входят крупнейшие в России дизайн
студии, специализирующиеся в области
упаковки: «Аверстиль», «Зеленая карета»,
«Има-дизайн», «Эрго-Арт», «Силуэт», «Солеанс-принт»,
«Линия График», «МОБИС», «Новый дизайн», «LKDESIGN»,
«NPF
CREATIVE
GROUP», «Uniqa
creative
engineering»
и др. На базе этого Объединения Центр в 2000
– 2004 гг. проводит в Музее упаковки
ежегодный Салон дизайна упаковки.
Здесь
же, в Музее упаковки, ежегодно проводится
выставка победителей студенческого
конкурса на лучший дизайн упаковки - «Заводной
апельсин» (в 2006 г. этому конкурсу
исполнилось 11 лет).
2002
г. Центр упаковки, этикетки, дизайна,
журнал «Тара и упаковка» и Политехнический
музей проводят выставку «Моя любимая
этикетка», на которой представляют
специалистам и широкой публике работы
художников-оформителей, работавших до 1993 г.
на комбинате «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ».
2005
г. Центр упаковки, этикетки, дизайна и
журнал «Тара и упаковка» проводят 10-й
международный студенческий конкурс на
лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин-2005».
Конец
2005 г. Центр упаковки, этикетки, дизайна,
журнал «Тара и упаковка» и Политехнический
музей, при поддержке фирм «Тетра Пак», «ГОТЭК»,
«СОЮЗ», «Линия График» и Сегежского
целлюлозно-бумажного комбината, проводят
выставку «Галерея бумажного искусства» (Бумага,
картон, гофрокартон: история,
изобразительное искусство, оригами,
подарочная упаковка).
2006
г. Центр упаковки, этикетки, дизайна и
журнал «Тара и упаковка» проводят 11-й
международный студенческий конкурс на
лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин-2006».
По итогам в конкурсе «Заводной апельсин» за
11 лет приняли участие более 3 тыс. студентов
из более 50-и учебных заведений (80% из России).
Значительная часть участников конкурса «Заводной
апельсин» сегодня успешно работает в сфере
дизайна упаковки.
Впервые
российские студенты – участники конкурса «Заводной
апельсин-2006» подают свои работы на
Всемирный конкурс дизайна упаковки,
проводимый Всемирной организацией
упаковки (WPO).
В
настоящее время сотрудники НП «Центр
упаковки, этикетки, дизайна» и журнала «Тара
и упаковка» совместно с партнерами
работают над созданием проекта Программы
развития дизайна упаковки в России.