E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    НОВОСТИ
реклама
TopList

И.Н. Смиренный,
президент ассоциации "СОЮЗУПАК",
вице-президент Европейского Института Упаковки


ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ШЕСТОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "БИЗНЕС И ЛОГИСТИКА - 2002"
Москва, февраль 2002

УПАКОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
     Упаковка и связанные с нею процессы играют весьма существенную роль в оптимизации логистических цепочек поставок и формировании конечной цены продукции. Вместе с тем упаковка порождает дополнительные затраты, обусловленные необходимостью ее сбора и утилизации после продажи продукции.
     К сожалению, значение упаковки не получило должного отражения ни в отечественной учебной, ни в специальной литературе, ни в монографиях по логистике. Например, один из первых учебников "Коммерческая логистика", выпущенный московским издательским объединением "ЮНИТИ" пять лет назад не содержит и упоминания о таком важнейшем звене логистической цепи, как упаковывание продукции.
     В другом учебном пособии "Логистика для предпринимателей", выпущенном в издательстве "ИНФРА-М" в этом году дано следующее определение процесса упаковывания - "это деятельность по разработке упаковки, производству жесткой или мягкой оболочки продукции". И далее под упаковкой груза понимается ничто иное, как - "металлические цистерны, мешки, пластиковые контейнеры, цилиндры для перевозки газа, съемные контейнеры". Требования к упаковке сводятся в этом учебном пособии лишь к наносимым на нее маркировочным предупредительным надписям и знакам.
     Можно привести и другие примеры неадекватного отражения той высокой значимости, которую имеет упаковка при построении эффективных логистических систем.
     Главное назначение упаковки - это сохранение качества находящейся в ней продукции, предохранение ее от повреждений или порчи при транспортировке и хранении. Конечно, упаковка несет на себе информацию, необходимую для учета в системах распределения складирования и доставки продукции.
     Нужно иметь ввиду, что без современных видов упаковки и этикеток, которые, кстати сказать, должны иметь сегодня европейские (или международные) стандарты, невозможна эффективная реализация продукции.
     Мировой рынок упаковки оценивается сегодня примерно в 500 млрд долл. США в год и к концу первого десятилетия нового века должен вырасти примерно в 1,5 раза. Ежегодный прирост объемов ее производства составляет 15-16 %.
     Упаковочная индустрия как отрасль явление для России новое. Ее становление совпало по времени с началом рыночных реформ. В начале 90-х годов прошлого века производство упаковки у нас в расчете на душу населения отставало от США и Германии примерно в 10-20 раз. Из-за дефицита упаковки потери только пищевой продукции оценивались в 40-80 % от общего объема ее производства. В то же время в развитых странах они были в 10-15 раз ниже.
     Отечественное производство упаковки в 90-е годы после развала СССР и вступления России в рыночную экономику, росло очень высокими темпами. Уже к 1998 г. российские производители тароупаковочной продукции обеспечивали 3/4 спроса на отечественном рынке гофрокартонной тары, 2/3 потребности в коробочной, этикеточной продукции, гибкой упаковки. Затраты российских предприятий на упаковку своей продукции составляют сегодня более 90 млрд руб. в год.
     По данным экспертов эти затраты ежегодно растут на 12-15 %. Темпы увеличения спроса на упаковку в России сегодня почти вдвое превышают темпы прироста валового внутреннего продукта.
     Динамично развивающийся спрос в значительной мере удовлетворяется путем активного импорта упаковочных материалов и машин, а также готовой упаковки. В настоящее время более 70 % российского парка упаковочного оборудования составляют машины зарубежного производства. Они предназначены в основном для использования импортных упаковочных материалов.
     Установленные ГТК РФ пошлины на ввоз в Россию упаковочных материалов в 3-4 раза превышают пошлины на ввоз готовой упаковки, что, безусловно, препятствует развитию отечественной упаковочной индустрии. Положение может серьезно усугубиться после вступления России в ВТО.
     Все эти обстоятельства обусловили за последние годы рост упаковочных затрат в общей стоимости товаров на российском рынке. Как сократить эту долю в сложившихся условиях, обеспечив надежную качественную упаковку производимой продукции? Как уменьшить затраты на сбор и утилизацию упаковочных отходов?
     По моему глубокому убеждению, эти сложные проблемы не могут быть эффективно решены лишь под воздействием современных рыночных механизмов. Нужны активные регулирующие функции и помощь государства. Думается, назрела необходимость разработки и принятия государственной целевой программы развития отечественной тароупаковочной отрасли. Она, безусловно, должна занять приоритетное место в экономике страны, поскольку определяет возможности реализации продукции многих других отраслей и не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
     Россия имеет все необходимые материальных ресурсы, научный и производственный потенциал для стратегического программного решения указанных сложных проблем не только на национальном, но и на региональном уровнях.
     В таких концептуальных программных документах необходимо принять во внимание новые логистические подходы, ориентированные на оптимизацию потоков упаковочных материалов и готовой упаковки. Так, за последние годы мировая практика наглядно подтвердила эффективность активного переноса операций по заполнению потребительской упаковки продукцией с предприятий-изготовителей на специализированные упаковочные предприятия, расположенные в зонах дистрибуции.
     Во втором номере журнала "Логистика" за прошлый год мы рассказали о европейском опыте использования мягких пластмассовых вкладышей для крупнотоннажных контейнеров массой брутто 20-40 т. Размеры таких вкладышей совпадают с внутренними размерами контейнеров. После закрепления в контейнерах этих вкладышей их заполняют при помощи ленточного конвейера или пневмотранспортной установки сыпучей продукцией. Это сырые или жареные кофейные зерна, крупы, сахарный песок, гранулированные минеральные удобрения или химикаты, пластмассовые гранулы, орехи, сухое молоко и другие подобные продукты. В контейнерах их перевозят с мест производства в зоны дистрибуции, расположенные за многие сотни и тысячи километров, где происходит гравитационная разгрузка контейнеров, дополнительная обработка продукции, ее расфасовывание, упаковывание, предпродажная подготовка, этикетирование, маркировка. В результате отпадает необходимость завозить в места производства указанной продукции мешки, картонные ящики, потребительскую упаковку, и резко сокращаются транспортные затраты.
     По инициативе журнала "Тара и упаковка" и ряда заинтересованных профессиональных структур несколько лет назад в системе Минвуза создана специализация по таре и упаковке и несколько вузов в Москве и некоторых других городах России ввели новые специальности по различным аспектам упаковочной индустрии.
     В Москве созданы и действуют сегодня два профессиональных центра по переподготовке кадров. Один из них - образовательный центр "Упаковка Миллениум", созданный год назад при Академии менеджмента и инноваций по программе ТАСИС и другой - Культурно-просветительский центр дизайна упаковки (включающий уникальный для российской экономики и культуры Музей упаковки), созданный по инициативе журнала "Тара и упаковка". Эти две структуры ведут переподготовку кадров для всех объектов упаковочной отрасли, а также многих предприятий - потребителей упаковочной продукции. К сожалению, из-за отсутствия законодательно-нормативной базы упаковочной отрасли, в сфере подготовки кадров есть определенные трудности и прежде всего отсутствие учебных программ, учебников и учебных пособий, справочников и т.д. Катастрофически не хватает преподавателей по проблемам упаковки. Ведь их нигде не готовили в течение многих десятилетий.
     Журнал "Тара и упаковка" уже несколько лет взаимодействует с Немецким институтом упаковки и Торгово-промышленной палатой г. Лейпцига по организации курсов повышения квалификации российских производителей и потребителей тароупаковочной продукции. Традиционно в эти группы в приоритетном порядке включаются преподаватели вузов и других учебных структур. Три года назад в Германии создан Европейский Институт Упаковки, который призван интенсифицировать работу по переподготовке кадров в Германии, России и ряде других стран Восточной Европы. Интеграция в сфере обучения, безусловно, будет способствовать повышению эффективности развития упаковочной отрасли РФ. А это, в свою очередь, особенно важно в условиях предполагаемого вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
     Важной логистической задачей является оптимизация систем сбора отходов упаковки, выбор мест установки оборудования для прессования и пакетирования брикетов этих отходов и их эффективная переработка. В настоящее время ряд заинтересованных структур (включая журнал "Тара и упаковка") ведет переговоры о вступлении России в международную организацию "ПРО ЕВРОПА", занимающуюся проблемами утилизации отходов упаковки. Объединенная редакция журналов "Тара и упаковка" и "Логистика" принимает сегодня участие в работе над законопроектом об упаковке и утилизации упаковочных отходов. Подготовка этого законопроекта в настоящее время ведется Советом Федерации.


вернуться


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки