E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    НОВОСТИ
реклама
TopList

Восточная Европа: рынок комбинированной упаковки для напитков

     По мнению специалистов компании SIG Combibloc GmbH & Co. в России до 2006 г. ожидаются темпы роста комбинированной картонной упаковки (она состоит из слоев картона, полиэтилена и алюминиевой фольги и используется для упаковки жидких молочных напитков, фруктовых напитков) - на 13%.

     Жители Москвы стали пить больше… молока и соков.
     Такое стремительное развитие исследователи немецкого Института по изучению рынка GfK объясняют в первую очередь увеличением в России потребления соков и напитков на душу населения. Например, в Москве в первом полугодии 2003 г. оно выросло на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г., и составило 36 л в год. При этом, по предварительным оценкам потребление соков и напитков на душу населения в среднем по России в целом в 2003 г. удвоилось по сравнению с 2000 г. и составило 10 л в год (у лидеров Европы по потреблению соков и напитков - Австрии и Польши, оно составляет 32 л в год) По потреблению обработанного молока впереди всех в Европе остается Чехия (32 л на душу населения в год), а за ней с большим отрывом идут Италия (16 л) и Австрия (15 л).
     На объемы потребления напитков в разных странах влияют местные обычаи (кстати, также изменяющиеся). Так, в 2002 г. доля потребления натуральных фруктовых соков на российском рынке сократилась за год на 16 %. Это было вызвано смещением потребления в пользу нектаров (они дешевле).
     "Национальные" особенности прослеживаются и в отношении отдельных видов упаковки. Так в Венгрии рынок сохраняет стабильное соотношение: 66% картонной (комбинированной) упаковки и 33% ПЭТ. В Польше наблюдается значительный рост сегмента той же картонной упаковки - с 43% в 2000 г. до 52% во втором полугодии 2003 г. Рост требований польского потребителя к качеству упаковки привел к повышенному спросу и снижению цен на картонную упаковку.
     В Чехии отмечается рост доли ПЭТ-бутылок за счет картонной упаковки, доля которой составляет всего лишь 60%. В то же время ПЭТ-бутылки достигли удельного веса на рынке -38%. Доля стеклотары в данном сегменте, в Венгрии и Чехии (впрочем, также, как и в России), - ничтожно мала.
     Российский рынок, по мнению специалистов GfK, отличается специфическим соотношением между различными видами упаковки. Удельный вес картонной упаковки для напитков составляет 93%. А доля ПЭТ-упаковки в данном сегменте - ничтожно мала.
     Если говорить об объемах потребительской упаковки, то оказалось, что вопреки снижению на российском рынке доли 1-литровых пакетов, реакция населения на полутора и двух литровые пакеты - весьма положительна. Их доля на рынке Москвы составила в 2002 г. 24%, а в первом полугодии 2003 г. - уже 28%. В городах азиатской части России данный сегмент за тот же период вырос с 23 до 27%.

     Политика влияет на упаковку!
     В мае этого года к Европейскому союзу присоединяются Словакия, Чехия, Венгрия, Польша и Словения. Ситуация, которая прогнозируется на период подготовки перечисленных стран к присоединению к ЕС, может оказаться похожей на ситуацию, которая ожидает производителей и упаковщиков пищевой продукции России в ходе процесса присоединения к ВТО.
     До момента перевода национальных валют этих стран на Евро в (2007 - 2008 г.), серьезные задачи ожидают их в период предшествующий присоединению. Должны быть гармонизированы правовая, хозяйственная и административная системы. При этом, присоединение к Европейскому союзу окажет далеко идущее влияние не только на промышленные предприятия этих стран, но и на рынки сопредельных как западно-, так и восточноевропейских государств.
     Практически всем странам-кандидатам в ЕС грозит сокращение производства, как следствие квот Евросоюза. Это приведет к обострению конкуренции на рынке молока и ускорит начавшийся процесс концентрации в молочной промышленности. Так как нынешний уровень цен на необработанное молоко в странах-кандидатах в ЕС намного ниже (например, в Польше 14 центов за литр, против 27 центов в Германии), возникает благоприятная ситуация для экспорта молока длительного хранения, сгущенного молока и сливок - в Западную Европу. В частности, немецкие предприятия будут стремиться производить закупки необработанного молока, а также приобретать частичный или полный контроль над предприятиями молочной промышленности в приграничных районах, "чтобы извлекать выгоду из разницы в цене".
     Ужесточение требований к качеству, с вступлением в ЕС сделает необходимым инвестиции в технологическое оборудование, связанное с переработкой и упаковкой молока на многих предприятиях. При этом, как считают специалисты SIG, требуемые капиталовложения только частично смогут быть покрыты субсидиями в рамках различных программ ЕС. А это будет способствовать переходу таких предприятий под частичный или полный контроль международных концернов.
     В обозримом будущем некоторые местные производители молочной продукции и фруктовых напитков и относящиеся к малому и среднему бизнесу, не выдержат конкуренции и, либо отойдут к более крупным компаниям, либо исчезнут с рынка. При этом, введение в действие положения ЕС об обязательности указания данных в отношении продуктов питания (даже с учетом длительных сроков перехода на него), неизбежно приведет капиталовложениям в области упаковки. Введение сокращенного спектра объемов упаковок, унификация показателей жирности для молочных продуктов и содержания фруктовой основы для соков, нектаров и сокосодержащих напитков, сделает необходимыми изменения в рецептуре и обновление производственного оборудования.

     Шансы и риски
     Устранение таможенных барьеров приведет, с одной стороны, к облегчению товарооборота и существенному увеличению экспорта в Западную Европу. Это относится, в первую очередь к Польше, где до недавнего времени взимались таможенные пошлины на экспортируемее в страны ЕС молочные продукты: молоко и сливки - 30%, сгущенное молоко - 4% и конденсированные сливки для кофе - 12 %.
     С другой стороны, будет облегчен и импорт из ЕС в присоединившиеся страны. Высококачественные марочные продукты безусловно составят конкуренцию продуктам местных производителей. Будущее покажет, насколько продукты типичные для рынков Восточной Европы, придутся по вкусу западноевропейским производителям. Кроме того, еще не известно, как быстро восточноевропейские производители освоят ноу-хау, необходимое для позиционирования своих продуктов на западных рынках.
     Во всяком случае, вступление в партнерские отношения и налаживание контактов между предприятиями давно началось и идет полным ходом. Об этом свидетельствует массовое участие предприятий из стран-кандидатов в ЕС на крупнейшей в Европе продуктовой выставке "Ануга-03", в апреле прошлого года. К тому же, сотрудничество между восточно- и западноевропейскими производителями в области продуктов, независимых торговых марок, кроет в себе дополнительный потенциал.

     Редакция, по материалам sig.biz/combibloc

вернуться


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки