главная о журнале содержание новости читателям рекламодателям  электронный журнал гостевая книга  партнеры
НА ГЛАВНУЮ    ПЕРЕДОВАЯ
№5, 2018
№5, 2018

вернуться к оглавлению
реклама
TopList



Сразу оговоримся, что в данном случае под словом «упаковка» мы подразумеваем российскую индустрию упаковки в целом.
      Теория поколений была впервые представлена миру Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом еще в 1991 г. в их совместной книге «Поколения» («Generations»). И сейчас, в эпоху цифровизации, разница поколений ощущается особенно остро. Как говорил выдающийся американский психотерапевт ХХ в., который сделал значительный вклад в современную медицинскую и психологическую науку, Милтон Эриксон: «Перемены не только возможны, но и неизбежны». Меняются люди, а за ними и подходы к экономике, к упаковке, меняются методы коммуникаций и продаж…
      В нашей стране, в частности, коренным образом изменяется упаковка, меняются подходы к ней, а у некоторых меняется понимание значения упаковки в развитии страны.
      Авторы упомянутой книги условно делят современных людей на три категории: «Люди Х» – это поколение современных людей, родившихся после Второй мировой войны, в 50 – 70-е гг. ХХ в. Второе поколение – «Люди Y» – родившиеся в период 80 – самом начале 90-х гг. Это так называемые «Миллениалы» – о них наш журнал (№6 за 2016 г.) сообщал в статье, посвященной стажировке наших специалистов в США по программе САБИТ. И, наконец, «Люди Z» – поколение родившихся после 1995 г.
      Во всех трех случаях речь в книге американских авторов идет о людях, родившихся и живущих в странах развитой рыночной экономики, где упаковка для всех трех поколений всегда считалась и была главной движущей силой, главным инструментом рекламы, коммуникаций и продаж!
      Наша же страна, в отличие от других, до конца 80-х гг. прошлого века жила в прямо противоположных условиях – планово-распределительной и командной экономики (и «развитого социализма»), когда упаковка, особенно потребительская, то есть та, которая является средством рекламы и коммуникаций, которая продает, – в Советском Союзе была не нужна! Наверное, разница поколений, о которых идет речь, в нашей стране (попробуем также обозначить их – люди Х, Y и Z – в тех же временных рамках), и особенно в отношении к упаковке, стоит еще острее.
      Ведь люди, родившиеся в СССР после Великой Отечественной войны, имеющие высшее (а иногда и два) образование, занимают сегодня ключевые посты в экономике. Но с проблемами упаковки они, в основном, знакомы лишь по прилавкам: ранее – советских магазинов, а теперь – современных супермаркетов. Напомним, что в СССР ни теорию, ни практику производства и обращения упаковочной продукции не преподавали ни в одном высшем или среднем специальном учебном заведении. До конца 80-х гг. на душу населения в год в СССР приходилось лишь около 10 кг упаковки в год (!). В то же время в Германии – 100, в США – 150, а в Японии – 200 кг. При этом советские школьники собирали макулатуру и металлолом. Стеклянные банки и бутылки можно было обменять на деньги. А полимерной упаковки тогда у нас практически не было. А за одно и проблем, связанных с отходами упаковки, практически не было!
      «Люди Х» в СССР, в своем большинстве, практически никогда даже не задумывались, откуда берется упаковка и куда она девается после использования. Промышленные выставки по упаковке не проводились. Производство упаковки практически полностью было отдано западным странам – за нефтедоллары.
      Российские «Люди Y» – поколение, попавшее в перестроечные времена, когда один экономический строй сменился другим. Прекратили свое существование монстры советской экономики – Госплан и Госснаб, а заодно и некоторые другие структуры, в той или иной мере отвечающие за упаковку! Зато началась компьютеризация! Страна перешла к еще не существующей отечественной, но уже открытой для западного бизнеса рыночной экономике. Вместе с продуктами питания в Россию пришла «ее величество Упаковка»! Но как уже говорилось выше, ключевые посты в этой «рыночной экономике» уже заняли «Люди Х»!
      «Люди Z» (в своем большинстве) уже не мыслят себя без компьютерной техники, без мобильных телефонов, без «брендов». Они не знают, что такое «дефицит» и что такое сливочное масло или молоко, продаваемые без упаковки вразвес или в розлив… Сотрудники редакции пытаются разобраться, как упаковка влияла на три поколения россиян и в чем различие между ними? Ответить на эти вопросы эксперты и читатели журнала попытаются в ближайших номерах.

назад


webm@ster
главная о журнале содержание новости читателям рекламодателям  электронный журнал гостевая книга  партнеры