|
|
Сразу оговоримся, что в данном случае под словом «упаковка» мы подразумеваем
российскую индустрию упаковки в целом.
Теория поколений была впервые представлена миру Уильямом Штраусом и Нилом
Хоувом еще в 1991 г. в их совместной книге «Поколения» («Generations»). И сейчас,
в эпоху цифровизации, разница поколений ощущается особенно остро. Как говорил
выдающийся американский психотерапевт ХХ в., который сделал значительный вклад
в современную медицинскую и психологическую науку, Милтон Эриксон: «Перемены не
только возможны, но и неизбежны». Меняются люди, а за ними и подходы к экономике,
к упаковке, меняются методы коммуникаций и продаж…
В нашей стране, в частности, коренным образом изменяется упаковка, меняются
подходы к ней, а у некоторых меняется понимание значения упаковки в развитии
страны.
Авторы упомянутой книги условно делят современных людей на три категории:
«Люди Х» – это поколение современных людей, родившихся после Второй мировой
войны, в 50 – 70-е гг. ХХ в. Второе поколение – «Люди Y» – родившиеся в период 80 –
самом начале 90-х гг. Это так называемые «Миллениалы» – о них наш журнал
(№6 за 2016 г.) сообщал в статье, посвященной стажировке наших специалистов
в США по программе САБИТ. И, наконец, «Люди Z» – поколение родившихся
после 1995 г.
Во всех трех случаях речь в книге американских авторов идет о людях, родившихся
и живущих в странах развитой рыночной экономики, где упаковка для всех трех
поколений всегда считалась и была главной движущей силой, главным инструментом
рекламы, коммуникаций и продаж!
Наша же страна, в отличие от других, до конца 80-х гг. прошлого века жила в прямо
противоположных условиях – планово-распределительной и командной экономики
(и «развитого социализма»), когда упаковка, особенно потребительская, то есть та,
которая является средством рекламы и коммуникаций, которая продает, –
в Советском Союзе была не нужна! Наверное, разница поколений, о которых идет речь,
в нашей стране (попробуем также обозначить их – люди Х, Y и Z – в тех же временных
рамках), и особенно в отношении к упаковке, стоит еще острее.
Ведь люди, родившиеся в СССР после Великой Отечественной войны, имеющие высшее
(а иногда и два) образование, занимают сегодня ключевые посты в экономике.
Но с проблемами упаковки они, в основном, знакомы лишь по прилавкам: ранее –
советских магазинов, а теперь – современных супермаркетов.
Напомним, что в СССР ни теорию, ни практику производства и обращения упаковочной
продукции не преподавали ни в одном высшем или среднем специальном учебном
заведении. До конца 80-х гг. на душу населения в год в СССР приходилось лишь около
10 кг упаковки в год (!). В то же время в Германии – 100, в США – 150, а в Японии –
200 кг. При этом советские школьники собирали макулатуру и металлолом.
Стеклянные банки и бутылки можно было обменять на деньги. А полимерной упаковки
тогда у нас практически не было. А за одно и проблем, связанных с отходами упаковки,
практически не было!
«Люди Х» в СССР, в своем большинстве, практически никогда даже не задумывались,
откуда берется упаковка и куда она девается после использования. Промышленные
выставки по упаковке не проводились. Производство упаковки практически полностью
было отдано западным странам – за нефтедоллары.
Российские «Люди Y» – поколение, попавшее в перестроечные времена, когда один
экономический строй сменился другим. Прекратили свое существование монстры
советской экономики – Госплан и Госснаб, а заодно и некоторые другие структуры,
в той или иной мере отвечающие за упаковку! Зато началась компьютеризация!
Страна перешла к еще не существующей отечественной, но уже открытой для
западного бизнеса рыночной экономике. Вместе с продуктами питания в Россию пришла
«ее величество Упаковка»! Но как уже говорилось выше, ключевые посты в этой
«рыночной экономике» уже заняли «Люди Х»!
«Люди Z» (в своем большинстве) уже не мыслят себя без компьютерной техники, без
мобильных телефонов, без «брендов». Они не знают, что такое «дефицит» и что такое
сливочное масло или молоко, продаваемые без упаковки вразвес или в розлив…
Сотрудники редакции пытаются разобраться, как упаковка влияла на три поколения
россиян и в чем различие между ними? Ответить на эти вопросы эксперты и
читатели журнала попытаются в ближайших номерах.
назад
|
|
|
|
|
|
|