главная о журнале содержание новости читателям рекламодателям  электронный журнал гостевая книга  партнеры
НА ГЛАВНУЮ    ПЕРЕДОВАЯ
№2, 2016
№2, 2016

вернуться к оглавлению
реклама
TopList



В 1996 г. в системе высшего образования в нашей стране впервые была учреждена абсолютно новая специальность (в СССР ее не было!) – «Технология и дизайн упаковочного производства». Интересно, что тогда в самом этом названии впервые соединились два, казалось бы, несовместимых образовательных направления – техническое и гуманитарное. Лишь в 2000 г. усилиями преподавателей Московского государственного университета печати был создан Образовательный стандарт 07 25 00 (сейчас 261 201.65) «Технология и дизайн упаковочного производства». К сожалению, он был далеко не идеального качества – со значительным уклоном в полиграфию.
      В соответствии с давно сложившейся традицией, образовательные стандарты создаются при наличии профессиональных стандартов, существующих в той или иной отрасли.
      К сожалению, из-за многолетней отсталости упаковочного производства и сложившейся импортозависимости в СССР, до сего дня в России существует лишь один «профессиональный стандарт» – «Укладчик-упаковщик» (!) И хотя ручной труд по укладке продуктов (изделий) в тару давно «канул в вечность», в этом стандарте говорится, что в основном должность «укладчик-упаковщик» занимают женщины. Их работа состоит в том, чтобы складывать товары в ящики, коробки, контейнеры либо заворачивать продукцию в упаковку, целлофан или обертку. «Укладчики- упаковщики, – говорится в этом стандарте, – бывают четырех разрядов, к каждому из которых предъявляются определенные требования. Чем выше разряд упаковщика- укладчика, тем более тонкую работу ему доверяют. Например, специалист 3-го разряда может работать с ядовитыми и взрывоопасными веществами, а упаковщик 4-го разряда может готовить к транспортировке уникальные изделия декоративно- прикладного искусства. Но одинаковым для всех обязательным условием является наличие белого хлопчатобумажного халата и таких же перчаток. Перед приемом на работу в обязательном порядке нужно пройти медосмотр или иметь заполненную медицинскую книжку»…
      С 01.07.2016 г. в России вступает в силу Закон об обязательном применении и внедрении на предприятиях и в организациях профессиональных стандартов. Новый закон вызывает множество вопросов, касающихся обязательности, методики, практики внедрения стандартов, и в первую очередь, на предприятиях – производителях и потребителях тароупаковочной и этикеточной продукции. Ведь современная упаковочная индустрия – наукоемкая, высокоинновационная сфера производства и потребления. Она тесно связана с сырьевой базой (целлюлоза, газ, нефть, металл). И объединяет конструирование, искусство оформления (дизайн), производство упаковочных и этикеточных изделий, производство (включая полиграфию), эксплуатацию и сервисное обслуживание упаковочных машин и оборудования, маркетинг, логистику, ритейл (вспомним фасовочные цеха в магазинах и мерчендайзинг), экспорт и импорт товаров и промышленных изделий.
      И, наконец, упаковочная индустрия тесно связана с жизнеобеспечением, продовольственной безопасностью и экологией, охраной окружающей среды (современные специалисты считают, что 50–80% твердых бытовых отходов составляют отходы упаковки). Сегодня одним профессиональным стандартом здесь, наверное, не обойдешься!
      Во многих развитых и развивающихся странах мира упаковка давно стала важнейшим инструментом рыночной экономики, и «упаковщик» (специалист, эксперт по упаковке) считается ее главным действующим лицом.
      Не приходится сомневаться, что крупные производители тароупаковочной продукции имеют свои собственные, внутренние стандарты профессий. Но дело в том, что абсолютное большинство российских производителей упаковки в России – это малые и средние предприятия. Создать для них профессиональные стандарты, на наш взгляд, могли бы специалисты профильных кафедр университетов или отделов упаковки научно-исследовательских институтов при поддержке и содействии Национальной конфедерации упаковщиков и при информационной поддержке нашего журнала.

назад


webm@ster
главная о журнале содержание новости читателям рекламодателям  электронный журнал гостевая книга  партнеры