|
|
На примере нашей страны можно изучать то, как политика влияет на экономику и какое
место в российской экономике сегодня занимает упаковка.
Чуть больше 20 лет назад Россия, по мнению отечественных экономистов, от планово-
распределительной экономики «развитого социализма» перешла к, как тогда казалось,
рыночной экономике. Одним из важных показателей этого перехода стало
в 90-е годы ХХ в. вполне реальное, интенсивное развитие упаковочной индустрии.
За какие-то пять-шесть лет в стране появилась масса небольших и средних
предприятий – производителей тароупаковочной продукции. Пожалуй, впервые в стране
получило развитие производства упаковочных машин и оборудования. В середине 90-х гг.
было создано первое в истории страны некоммерческое объединение предпринимателей,
работающих в сфере производства и потребления упаковки. Впервые был создан Комитет
по развитию упаковочной индустрии при ТПП РФ (позднее был преобразован в
подкомитет). В 1995 г. по инициативе журнала «Тара и упаковка» впервые в истории
России в системе высшего образования была создана новая специальность – «технология и
дизайн упаковочного производства». Тогда же по инициативе журнала в Москве (КВЦ
«Сокольники») впервые в истории нашей страны были созданы две отечественные
выставки «Этикетка» (успешно функционировала до 2010 г.) и «РОСУПАК» (три года
назад была продана английской фирме ITE). К концу 90-х гг. в Москве издавалось не менее
пяти специальных журналов по упаковке… После кризиса 2009 г. практически все они
дружно закрылись. Кстати, наиболее вдумчивым участникам рынка упаковки это
показалось неким симптомом…==
Как показывает практика, переход к реальной рыночной экономике в России пока не
состоялся. От «планово-распределительной» наша страна перешла к «нефтегазовой»
экономике. Упаковочная же индустрия (главный вектор реальной рыночной экономики во
всем мире, как когда-то и в СССР) вновь оказалась вне поля зрения правительства.
Упаковочная отрасль до последнего времени так и не была включена ни в одну из программ
развития экономики РФ, ни в долгосрочную стратегию…==
Увы, пока проблемы упаковки и вне поля зрения многих отраслевых объединений
предпринимателей, работающих в сфере производства пищевой продукции, товаров
народного потребления и торговли. Вот лишь небольшой пример. В середине августа в
редакцию поступил пресс-релиз о семинаре «Эффективная борьба с потерями»,
организованном Союзом независимых сетей России совместно с Агентством исследования
и предотвращения потерь. В пресс-релизе, в частности, говорится, что «…борьба с
потерями может сетям сохранить 24 – 25% прибыли». В рамках семинара были
рассмотрены темы: «Контроль персонала», «Информация как ресурс предотвращения
потерь торговой компании», «Эффективный контроль операций товародвижения»,
«Контроль покупателей». Эффективность упаковочных решений в борьбе с потерями на
семинаре, судя по всему, вообще не рассматривалась! А ведь как заявил руководитель
Агентства исследования и предотвращения потерь Игорь Чумарин: «Ни один
маркетинговый механизм не может дать такого ощутимого роста прибыльности сети,
как эффективная борьба с потерями».==
Произойдут ли позитивные изменения в сфере упаковки, в связи с введением санкций из-за
событий на Украине? Придет ли понимание того, что развивать отечественное
производство продуктов питания, товаров народного потребления, сделать их
«конкурентоспособными» и потеснить импорт без интенсивно развитой упаковочной
отрасли и, в том числе, ее инфраструктуры сегодня невозможно?==
Остается только надеяться на то, что введение экономических санкций против нашей
страны позитивно отразится на развитии отечественной упаковочной индустрии. Наш
журнал, Национальная конфедерация упаковщиков России, другие появившиеся в последние
годы некоммерческие объединения предпринимателей разных сегментов производства и
потребления тароупаковочной продукции будут продолжать прикладывать к этому
усилия.==
Главный редактор журнала «Тара и упаковка»,==
вице-президент Национальной конфедерации упаковщиков==
Игорь Смиренный==
назад
|
|
|
|
|
|
|