|
|
Сегодня, пытаясь развивать свои предприятия и наращивать производство, российские
предприниматели постоянно сталкиваются с отчаянной нехваткой квалифицированных
кадров – рабочих и инженеров. И особенно это заметно в сфере упаковки!
«Нехватка рабочих рук, – пишет директор Института проблем глобализации, экономист
Михаил Делягин, – вызвана отнюдь не сокращением численности населения, а уничтожением
технического образования (и среднего, и высшего) и, главное, трудовой мотивации как
таковой».==Более 15 лет назад в нескольких университетах России появилась новая специальность –
«технология и дизайн упаковочного производства». К сожалению, она была учреждена в 1995 г.
тогдашним Министерством образования без какой-либо предварительной подготовки.
В частности, не было квалифицированных преподавателей, не было высокоэффективных учебных программ, не было учебников и учебных пособий, справочников и словарей. Кстати,
в течение многих лет едва ли не единственным учебным пособием для будущих специалистов по упаковке оставался журнал «Тара и упаковка».
Развитие новой специальности тормозило и то, что упаковочная отрасль в России до сих пор
юридически не признана правительством и, к тому же, очень сильно сегментирована. При
этом в стране практически отсутствовали структуры, способные координировать работу
кафедр разных специализаций упаковочного производства.
Причем на этом фоне в огромной стране практически отсутствовала подготовка
специалистов среднего звена. До последнего времени технический персонал для упаковочной
индустрии готовит единственный в России Московский издательско-полиграфический
колледж (МИПК) им. Ивана Федорова.==Развитие новой специальности тормозило и то, что упаковочная отрасль в России до сих пор
юридически не признана правительством и, к тому же, очень сильно сегментирована. При
этом в стране практически отсутствовали структуры, способные координировать работу
кафедр разных специализаций упаковочного производства.==
Причем на этом фоне в огромной стране практически отсутствовала подготовка
специалистов среднего звена. До последнего времени технический персонал для упаковочной
индустрии готовит единственный в России Московский издательско-полиграфический
колледж (МИПК) им. Ивана Федорова.==
В России до сих пор отсутствует и система профессиональной ориентации школьников для
получения среднего специального и высшего образования в области производства и обращения
тароупаковочной продукции. А ведь упаковочная отрасль – одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики России, включает в себя массу специальностей и специализаций. Это производство упаковочных материалов и изделий. Это дизайн упаковки и
брендирование. Это конструирование, производство, эксплуатация и сервисное обслуживание упаковочных и этикетировочных машин и оборудования. Это маркетинг и экономика
упаковочного хозяйства. Это товароведение, торговля и мерчендайзинг. Это утилизация и вторичное использование упаковочных отходов, и экология и многое другое.
«Тем не менее, – считает директор МИПК Ирина Степанян, – ситуация медленно, но все же
меняется. Появились молодые преподаватели, которые прошли стажировку на
отечественных предприятиях и за рубежом. На профильных кафедрах учебных заведений
появляется современное оборудование, обучающие компьютерные программы. Для чтения
лекций приглашаются ведущие специалисты, топ-менеджеры предприятий по изготовлению упаковки. Организуются конкурсы профессионального мастерства по дизайну, конструированию и изготовлению упаковки. Подготовлены учебные пособия, студенты
активно работают на специализированных выставках (в Москве – Упаковка/УпакИталия,
RosUpack, ПродЭкспоПак, в рамках ПРОДЭКСПО, Агропродмаш). Университеты и колледжи
cтали активнее работать со школами, центрами юного техника. Это даст свои результаты, но не сегодня».==«Решение кадровых проблем возможно путем приема на работу выпускников профильных
кафедр учебных заведений, – считает Ирина Степанян. – Еще один реальный путь –
направлять работающих специалистов на работу на переподготовку или повышение
квалификации в специализированные учебные заведения. Для предприятий выход из
положения возможен также путем приглашения студентов профильных кафедр на
производственные практики, длительность которых
составляет 1,5 – 3 месяца».==
Итак, о некоторых проблемах подготовки кадров для упаковочной индустрии и возможных
путях их решения читайте, в частности, в этом номере журнала.
назад
|
|
|
|
|
|
|