|
|
В последнее время в российских СМИ, на радио и на телевидении проводится
неоправданная кампания, направленная на жесткую критику производителей
тароупаковочной продукции, на запрет некоторых видов полимерных материалов,
используемых для производства упаковки и, соответственно, на использование
полимерной и некоторых других видов упаковки.
В частности, журналисты обвиняют упаковку, а точнее – производителей упаковки, в
том, что, во-первых, она якобы отрицательно влияет на качество пищевых продуктов и
напитков, а во-вторых, что упаковка якобы несет ложную информацию о многих
продуктах и напитках. Авторы подобных публикаций и в том и в другом случае
несправедливо обвиняют производителей упаковки.
Дело в том, что, во-первых, производители упаковки используют исключительно
сертифицированные материалы, проверенные многолетним международным опытом и
официально допущенные к контактам с пищевыми продуктами и напитками.
А во-вторых, информацию, наносимую на упаковку или на этикетку, придумывает не
производитель упаковки, а ее заказчик – производитель продукта или напитка, а иногда –
ритейлер (заказчик собственной торговой марки, то есть – сетевой продавец).
Причин этому, по мнению экспертов редакции журнала «Тара и упаковка», несколько.
Журналисты СМИ (в том числе радио и ТВ), чиновники разных уровней, работающие, в
частности, в системе АПК, и, увы, даже некоторые специалисты производящих
отраслей в целом практически мало знакомы с проблемами обращения упаковки.
В основном все они пользуются слухами или теми же безграмотными публикациями или
телепередачами.
Это объясняется тем, что если в СССР упаковка (и проблемы, связанные с ней) была не
нужна в условиях планово-распределительной системы экономики (и правительство ей
серьезно не занималось), то она не нужна и сейчас, в условиях сырьевой модели
экономики (и правительство опять ей заниматься не хочет)! В советское время
практически ни в одном вузе не было хотя бы маленького курса по упаковке (впрочем,
серьезного курса, связанного с обращением упаковки, в университетах и колледжах нет и
сейчас). При этом на российском рынке остро не хватает реальной информации об
упаковке. В том числе популярных книг, учебников и учебных пособий, грамотных статей
в СМИ и актуальных теле- и радиопередач, связанных с проблемами упаковки, как это
имеет место быть во многих развитых и развивающихся странах мира.
В результате власти не способны, например, решить проблему раздельного сбора,
переработки и вторичного использования упаковочных отходов.
Острая межотраслевая разобщенность (как это, например, произошло с ПЭТ-
бутылками – необоснованное лоббирование своих интересов отраслевыми
конкурентами) и отсутствие государственного органа, регулирующего работу
предприятий упаковочной индустрии, также отрицательно влияют на развитие
отрасли и ее инфраструктуры.
В этой связи редакция журнала «Тара и упаковка» готова организовать и провести
пресс-конференцию для представителей СМИ, на которой рассказать правду о значении
и проблемах упаковки в сложившихся условиях «рыночной экономики».
К сожалению, Россия значительно отстает от многих стран Европы и мира по объемам
используемой упаковки. Если в среднем в европейских странах на душу населения
приходится не менее 100 кг упаковки в год, то в России в среднем – не более 50 кг
(в крупных городах, конечно, больше – до 80).
Но в странах Европы и во многих странах мира принимаются активные меры, связанные
с законодательством в области упаковки, с грамотной утилизацией и вторичным
использованием упаковочных отходов. Причем принятые национальные законы об упаковке
и упаковочных отходах гармонизированы, например, в рамках ЕС или ВТО.
У нас же, на уровне Государственной Думы, на уровне Совета Федерации, на уровне
отраслевых министерств и ведомств, об этом только говорят… Упаковочная отрасль
государством у нас до сих пор юридически не признана. Законы не принимаются. Ни
статистикой, ни экономикой, ни анализом рынка упаковки, ни глобальными научными
исследованиями в данной сфере в стране практически никто не занимается (опять же, в
отличие от большинства других стран мира).
назад
|
|
|
|
|
|
|