В международных конкурсах на лучшую упаковку, проводимых за рубежом, сотрудники журнала «Тара и упаковка» начали принимать участие еще с самого начала 90-х гг. ХХ в. Сначала в качестве наблюдателей. Став с 1990 г. членом International Packaging Press Organisation, журнал не раз участвовал в конкурсах, проводимых Европейской конфедерацией упаковщиков, Всемирной организацией упаковщиков. Бывая на упаковочных выставках в разных странах, сотрудники журнала изучали технологии проведения национальных конкурсов, уже много лет проводившихся в западных странах.
Итогом этой работы стали организация и проведение в 1995 г. первого в России конкурса на лучшую этикетку. Естественно, что это оказалось эффективным в рамках специализированной выставки – «ЭТИКЕТКА-95».
На следующий год партнеры по проведению выставок «РОСУПАК-96» и «ЭТИКЕТКА-96» (тогда эти выставки проводились одновременно) – журнал «Тара и упаковка», ассоциация «Союзупак» (главный редактор журнала был с 1994 по 2004 г. президентом этой организации) и КВЦ «СОКОЛЬНИКИ» провели сразу три конкурса: «Этикетка – русский стиль», «Упаковка – Звезда России» и конкурс на лучшую студенческую работу в области упаковки (через год его назвали «Заводной апельсин». Сотрудниками и партнерами редакции были придуманы названия этих конкурсов, разработаны их концепции и подготовлены условия участия. В частности, было установлено, что подобные конкурсы эффективнее всего готовить и проводить в преддверии тематических специализированных выставок, а итоги и презентации победителей проводить непосредственно на выставке.
Скоро все эти конкурсы стали очень популярны в среде специалистов, работающих в сфере упаковки.
Шли годы, в стране прямо на глазах менялось отношение к упаковочной индустрии. Менялись и технологии проведения конкурсов: появлялись новые номинации, увеличивалось количество участников, менялся состав жюри. Появлялись и новые конкурсы в соответствии с сегментами упаковочного производства. В 2004 г. конкурс на лучшую этикетку, проводимый в рамках крупнейшей в Европе выставке на лучшую этикетку, стал международным и изменил свое название. Теперь он называется «ГрандЭтикет».
В рамках международной выставки «ЭТИКЕТКА» уже 4 года журналом «Тара и упаковка», выставочным холдингом МVК и Центром упаковки, этикетки, дизайна (Музей упаковки) проводится единственный в мире детский конкурс на лучший рисунок этикетки и модель упаковки для кондитерских изделий, прохладительных напитков и мороженого – «Сладкий коробок».
Студенческий конкурс «Заводной апельсин» проводится в июле – сентябре в Музее упаковки (это связано с учебным графиком вузов).
Неизменным остается одно: конкурс «Упаковка – Звезда России», как и всегда, проводится в рамках выставки «РОСУПАК». Напомним, что в этом году этому престижному конкурсу исполняется 10 лет. В жюри юбилейного конкурса «Упаковка – Звезда России-2005» наряду с известными специалистами, представителями общественных организаций и специализированных изданий, традиционно вошли представители МVК, ТПП РФ, журнала «Тара и упаковка» (официальное, зарегистрированное право на его проведение имеет выставочный холдинг МVК). Как всегда в рамках юбилейной выставки «РОСУПАК-2005», все ее участники и посетители смогут увидеть экспозицию победителей юбилейного конкурса «Упаковка – Звезда России-2005». На выставке состоится и официальная церемония награждения победителей конкурса.
После окончания выставки «РОСУПАК-2005» лучшие конкурсные работы можно будет увидеть на стендах московского Музея упаковки.
А.Г. Бойко,
председатель Подкомитета ТПП РФ
по развитию индустрии упаковки,
Л.П. Архипова,
вице-президент выставочного холдинга МVК,
И.Н. Смиренный,
гл. редактор журнала «Тара и упаковка»