|
|
Во всем мире уже давно используют отходы разумно, не только предотвращая загрязнение окружающей среды, но и извлекая из них экономическую выгоду от повторного использования, финансируя при этом природоохранные мероприятия и строя из мусора собственное благосостояние. Во многих странах запрещена продажа продуктов питания в неразлагающейся пластиковой оболочке. В США в 1998 г., например, состоялся день "Америка перерабатывает". Призом за наиболее эффективное участие был дом стоимостью 200 тыс. долл, полностью построенный из вторичных материалов. В Германии контроль за раздельным сбором и дальнейшей переработкой его осуществляют технические службы и "ведомства чистоты" городов. Во многих европейских странах для жителей большинства городов стало довольно привычным делом сортировать мусор уже дома, под кухонной раковиной. Семья, живущая в отдельном доме, платит половинный тариф за вывоз мусора, если подписывает договор, в соответствии с которым, берется сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу.
Проблему очистки от мусора обширных российских территорий решать еще только начинают. Слишком большими, видно, кажутся свободные площади, которые можно долго заполнять отходами, постепенно превращая Россию в самый большой в мире мусорный бак.
Из твердых бытовых отходов около 40 – 60 % составляют упаковочные отходы. Из них утилизируется сегодня в России только 3 %. К примеру, во Франции 30 % алюминия, 50 % стекла и 50 % картона и бумаги изготавливаются из вторичного сырья. В развитых странах образуется от 0,365 до 1,1 т твердых бытовых отходов (ТБО) в год на душу населения. В Москве в среднем на одного человека образуется 0,25 т ТБО, а в среднем по России – 0,195 т. Годовой экономический ущерб от загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления оценивается Министерством природных ресурсов РФ суммой 55 – 57 млрд руб. В России ТБО составляет 35 – 40 млн т год. Под полигоны и свалки ТБО ежегодно отчуждается до 10 тыс. га земель, включая плодородные земли, изымаемые из сельскохозяйственного оборота. Действующие в развитых странах мира системы сбора и повторного использования упаковочных отходов позволяют вовлечь в хозяйственный оборот значительную часть этих отходов и получить большой экономический эффект.
"Заработать деньги на мусоре в принципе можно, хотя и сложно, – рассуждает директор фирмы «Матекс" Аюр Тугутов. – Когда я обхожу магазины и предлагаю свои услуги, многие говорят, вот и до мусора добрались, это же так легко. Я спрашиваю: а вы сами тогда почему не занимаетесь этим, открывая новые магазины? Уходят от ответа." Грубо говоря, не хотят мараться. Фирма "Матекс", которую возглавляет Аюр Тугутов, в конце 2004 г. получила лицензию на работу с опасными отходами. Таковыми сегодня в Бурятии называют почти все виды бытовых отходов – от ртутно-люминесцентных ламп до картонных коробок. Изначально "Матекс" индивидуальное предприятие единственное в своем poдe в Бурятии, занимался приемом от населения макулатуры. Тогда, в 1999 г., это было выгодно – бумага и картон принимались по 30 – 50 коп. за килограмм и сдавались на Селенгинский ЦКК по рублю. Но в прошлом году новое руководство комбината от вторичного сырья отказалось. Вот и пришлось срочно перестраиваться, расширять сферу деятельности. "А что делать, надо было выживать. У моих прежних конкурентов по макулатуре был параллельный бизнес, а у меня ничего, – говорит предприниматель. – Это не приносит много денег, не то что цветной металл. Теперь основной наш доход мы получаем, собирая плату с магазинов за вывоз их отходов. Но вывозим мы ведь не на свалку, чтобы потом закапывать, а предлагаем именно цивилизованный профессиональный подход к сортировке этих отходов. Это нас экономически заставило. Я не альтруист. Предприятие наше небольшое, в штате всего пять человек вместе с директором. Поэтому четкого разделения обязанностей нет, в процессе сортировки участвует каждый, и все принимают это как само собой разумеющееся". Своим рабочим не гнушается помогать и сам Аюр Фридрихович.
Мусор из магазинов – это, как правило, коробки, полиэтиленовые упаковки, бутылки, стеклобой. Они "выдергиваются" из общего мусора в первую очередь и комплектуются отдельно. Гнилые фрукты, очистки, смет с полов и другая мелочь составляют не более 5 – 10 %. Их можно, даже не касаясь, просто вытряхнуть в мусорный бак. Разобранные картонные коробки прессуются в тюки прямоугольной формы весом около 200 кг. В месяц их набирается примерно на два железнодорожных вагона. Объемы даже прессованного бутылочного и упаковочного полиэтилена не в пример скромнее – счет пойдет на контейнеры. Выброшенное магазинами за ненадобностью "добро" отправляется в разные концы страны на переработку: маку
латура – на Дальний Восток, в Уссурийск, полиэтилен – в Поволжье. Пока неизвестен будущий адресат стеклобоя – надо еще выбрать соответствующий перерабатывающий комбинат. Вот с целыми бутылками проще – их можно сдать в пункты приема стеклотары.
Предприятие предлагает магазинам и такую услугу, как переработка люминесцентных ламп. Они относятся к классу чрезвычайно опасных отходов и подлежат уничтожению. Это в Улан-Удэ может сделать только авиационный завод, с ним договор будет заключен в ближайшее время. Пока клиентов у "Матекcа" немного – около 20 мелких и 10 крупных магазинов. По словам Тугутова, аргументы в защиту экологии на предпринимателей никакого впечатления не производят. Приходится оперировать показателями экономической выгоды и предлагать за вывоз мусора меньшую плату, чем городской комбинат по благоустройству. Таким образом "Спецавтохозяйство" в этой области уже не монополист, у него появился серьезный конкурент.
Магазин "АригУс-маркет", например, уже предпочитает работать с "Матексом". Стоимость услуг по вывозу мусора магазин удешевил вдвое. «Это стало главным, но не единственным аргументом в пользу частного предприятия, – не скрывает Ирина Николаева, заведующая магазином. – Мне импонирует то, что они собираются мусор сортировать раздельно, – комментирует свое решение Ирина Петровна. – Я понимаю, что это не просто приехали на свалку и выбросили. Значит, что-то пойдет на переработку или на какое-то производство. И немаловажно то, что, раз есть официальные документы контролирующие органы будут это отслеживать. Получается, что мы уже к какой-то точке идем, чтобы улучшить экологическое положение в городе и республике. Но пока мы только заключили договор. Как это будет работать на практике – посмотрим.»
Инициативу индивидуального предприятия "Матекс" полностью поддерживает Главное управление природных ресурсов и окружающей среды МПР РБ (ГУПР), именно им выдана лицензия на работу с опасными отходами. «Мы считаем, что услуги которые предлагает предприниматель Тугутов, должны принести положительный результат – комментирует Baлeнтина Гунова, ведущий специалист ГУПР. – Наше управление очень заинтересовано в развитии такого рода бизнеса. Других заявок пока не поступало.»
Кафедра "Технология и дизайн упаковочного производства " ВСГТУ и студенты этой специальности помогают предпринимателю Аюру Тугутову в сборе данных по переработке ТБО, оказывают консультации и собирают макулатуру для его предприятия.
Кроме того, в Улан-Уде функционирует еще одна фирма – "Курьер" (директор Анатолий Невзоров), которая покупает у населения ПЭТ-бутылки (цена 1 кг бутылок – 2 руб.), измельчает их, упаковывает в мешки и отправляет в Китай. К этому нужно добавить, что во всех городских приемных пунктах стеклотары принимаются алюминиевые банки (по 10 коп. за штуку), затем их прессуют и тоже отправляют в Китай. Благо, что КНР находится рядом с нашей республикой, и там очень охотно принимают это вторичное сырье.
Мусор, пожалуй, – единственная константа быстротечной человеческой жизни. По отношению к отходам можно судить о цивилизации в целом, об экологической ситуации в стране и о доходах индивидуума в частности. Нам срочно надо учиться перерабатывать эти отходы, чему в России, как выяснилось, еще предпринимаются только первые попытки. Мусор – наше богатство, и, наконец, мусор – этом деньги.
назад
|
|
|
|
|
|