В рамках международной выставки "Упаковка/УпакИталия-2004" Музей упаковки и журнал "Тара и упаковка" впервые проводят ретроспективную экспозицию "Модерн в русской упаковке". Здесь представлены коллекции металлических банок, стеклянных флаконов и бутылок, бумажных упаковок и этикеток конца XIX - начала ХХ в., оформленных в стиле модерн
До середины XIX в. упаковка в России в основном (за редкими исключениями) предназначалась для хранения и транспортировки товаров. Однако с развитием промышленности и усилением торговой конкуренции русские промышленники к концу XIX в. изменили свое отношение к упаковке и этикетированию розничных товаров. Многие предприниматели начали упаковывать свои товары так, чтобы они отличались от низкокачественной или аналогичной продукции конкурентов.
Во второй половине XIX в. для оформления упаковочной и этикеточной продукции активно используется так называемый русский стиль, основывающийся на русском историческом художественно-графическом материале. Появившись в архитектуре, этот стиль с 80-х годов распространяется и в художественной промышленности России - в оформлении фабричных и заводских буклетов, меню ресторанов, рекламы, плакатов, разнообразных пригласительных билетов. Для русского стиля характерно широкое использование былинного, сказочного материала, декора, орнаментов и народных узоров.
Не обходит стороной русский стиль и упаковочно-этикеточную продукцию. Работать в этой сфере русские промышленники приглашают известных художников. В конце XIX в. многие из них - В. Васнецов, Ф. Шехтель, И.Билибин, М. Врубель, А. Аспит, М. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников, позднее А. Евсеев, М. Марков и др. используют в своей работе так называемый русский стиль (позднее - новый русский стиль, или модерн).
В конце ХIХ в. модерн зарождается на Западе и начинает охватывать многие области архитектуры и прикладного искусства. Это направление в искусстве возникло не случайно. Почти весь ХIХ в. не имел устоявшегося, гармоничного художественного стиля, что побудило художников отказаться от старых мотивов в искусстве и выработать новый стиль.
Музы модерна - Красота, Поэзия, Природа. При этом ценятся такие качества, как утонченность, изысканность, одухотворенность. Используются гибкие, текучие, трепетные, податливые формы, а цвета - блеклые, приглушенные и редкие. В модерне на редкость ярко проявилась согласованность во вкусах и взглядах самых разных художников (даже из разных стран). Не сговариваясь друг с другом, они выбирали одни и те же сюжеты и выражали одни и те же настроения. Ирисы, лилии, хризантемы, орхидеи - на открытках, обоях, обложках книг, рекламных буклетах, плакатах и … на многочисленных упаковках и этикетках. Художники используют также мотивы волны, морской стихии, подводного царства.
Близок к модерну женский образ. В графике такой обобщенный образ создал чешский художник Альфонс Муха (о его творчестве журнал "Тара и упаковка" писал неоднократно) - его реальный прототип французская актриса Сара Бернар. Многие предприниматели, в том числе и работавшие в России, использовали графику А. Мухи для оформления упаковки своих продуктов, а также для рекламы. На рубеже XIX-XX вв. в России появляются последователи А. Мухи (наиболее известным из них был Сергей Соломко).
Многие русские художники и мастера декоративно-прикладного искусства работали в стиле модерн. Однако наряду с развитием модерна в его интернациональном варианте в России складывается свой национальный вариант нового стиля. Внешне он отличается от "чистого" модерна и современники назвали его "новый русский стиль" или "русский модерн". Новый русский стиль - это возникшая на русской почве модификация модерна.
Большинство упаковок и этикеток, выполненных в конце ХIХ - начале ХХ в. в России, выполнено в стиле модерн.
Наиболее активно модерн русские художники использовали при оформлении парфюмерно-косметической и аптечной продукции, всевозможных кондитерских и ликеро-водочных изделий, пивных бутылок и т.п.
В оформлении парфюмерной продукции в стиле модерн стали преобладать мотивы русской природы во всем ее многообразии и красоте. На флаконах с духами и одеколонами, пудреницах, баночках для кремов появились изображения птиц и животных, цветов и водорослей. Растительные орнаменты в парфюмерном дизайне как нельзя лучше отражали саму суть парфюмерии. Ведь основу духов, кремов, пудры составляли спиртовые вытяжки и настойки из всевозможных цветов, листьев, кореньев. Характерным примером русского модерна может служить продукция стекольного завода братьев Грибковых, располагавшегося в 70 км от Москвы. Завод выпускал парфюмерные флаконы для наиболее известных парфюмерных фирм: Г. Брокара, А. Ралле, А. Остроумова. Работы мастеров этого завода ставились в один ряд с изделиями всемирно известных венецианских парфюмеров.
Русские предприниматели в конце XIX - начале XX в. из-за боязни конкурентов часто не раскрывали имена художников, оформлявших их упаковочную, этикеточную и рекламную продукцию, но платили им при этом немалые деньги. К сожалению, из-за того что упаковка и этикетка не относились к разряду произведений высокого искусства (увы, даже и прикладного…) и последовавшей после 1917 г. национализации российских предприятий (и поголовного уничтожения их продукции) имена авторов, художников, оформлявших упаковочную и этикеточную продукцию в России до 1917 г., за редким исключением, не сохранились.
К счастью, в собрании московского Музея упаковки (Политехнический музей, подъезд №12) за последние 5 лет собраны и хранятся образцы упаковочной и этикеточной продукции конца XIX - начала XX в., оформленные в стиле модерн. Практически незнакомые российскому, а тем более зарубежному зрителю, они прекрасно иллюстрируют быт, эпоху и эстетику лучших лет двух прошедших столетий.
Уникальные коллекции этикеток для многих видов парфюмерно-косметической и винно-водочной продукции, прекрасно сохранившиеся металлические банки и картонные коробки для кондитерских изделий, обертки (фантики) для конфет, стильные стеклянные бутылки, аптечные и парфюмерные флаконы, рекламные буклеты и плакаты, многие из которых оформлены в новом русском стиле, в стиле модерн, содержат лучшие образцы графического дизайна мастеров конца XIX - начала XX в.
По этим образцам, собранным в Музее упаковки, мы можем судить о целом направлении в творчестве русских художников, работавших над оформлением упаковочной и этикеточной продукции в конце XIX - начале XX в.
Это особенно ценно тем, что сегодня, когда упаковочно-этикеточная индустрия России в последнее десятилетие, можно сказать, переживает свое второе рождение, многие "новые русские предприниматели" пытаются искать свои "национальные корни" при создании и оформлении конкурентоспособной продукции.