Отправной точкой становления этикеточной индустрии в современной России стало осознание самой потребности в ней. Потребность эта описывалась остроумным выражением: "Никто не знает, как этикетка способствует сбыту. Точно известно одно - товар без этикетки никто не купит". Потребитель почувствовал наконец внимание к себе -- на нас хлынуло обилие и многоцветие этикеточной продукции, и строго в соответствии с законами диалектики количество опережало качество. Потребитель был осчастливлен, но не задумывался над тем, что весь этикеточный вал шел к нам из-за границы. Об этом задумались первые частные типографии, и "процесс пошел" - начал складываться отечественный рынок этикетки. Сначала это была продукция, сильно проигрывавшая в качестве, но конкурентоспособная благодаря цене. Теперь этикетка стала полигоном для отработки самых совершенных технологий нескольких отраслей промышленности, сохранив свое ценовое преимущество перед импортной продукцией.
По оценкам специалистов, стремительный рост этикеточного рынка поддерживает его высокую доходность, однако точно оценить рынок этикетки сложно, так как он обслуживает не только легальные рынки потребительских товаров, но и огромный контрафактный рынок, который, по разным оценкам, составляет 40-60 %. Кроме того, государственная статистика до 2003 г. не вела учета этикеточной продукции. Были только экспертные оценки Минпечати РФ, в соответствии с которыми в стране ежегодно печатается 20-25 млрд комплектов этикеток, на что уходит 5-6 % расходуемой в стране бумаги. Специалисты утверждают, что до половины этикеточной продукции ее потребители везут из-за рубежа. Однако зачастую о процессах, происходящих на этикеточном рынке, больше говорят косвенные показатели, например динамика импорта этикеточной продукции и флексографского оборудования. И то и другое в стоимостном выражении сокращается, что специалисты оценивают как свидетельство приближения рынка этого оборудования к насыщению и усиления позиций отечественных производителей этикетки.
Под натиском самоклеящейся этикетки, преобладающей в мире, меняется структура и российского рынка. По данным нидерландской маркетинговой и консалтинговой компании Alexander Watson Associates (AWA), в 1995 г. Россия производила 1 млн м2 самоклеящейся этикетки, теперь вышла на уровень 80-90 млн м2, и этот показатель далек от предела. На пороге российского рынка уже другие технологии, связанные с нанесением изображения непосредственно на упаковку из стекла или пластика. Одним словом, рынок живет и развивается. И все, кто работает на рынке этикетки, единодушны во мнении, что без выставки "Этикетка/LabelЕxpo" его становление было бы невозможным. Если уж быть совсем точными, то отрасль и выставка развивались вместе, содействуя бурному росту друг друга.
Именно эта выставка стала главным информационным форумом тех, кто производит материалы, машины, оборудование и технологии для изготовления этикеточной продукции, этикетирования и нанесения маркировочных знаков на упаковку и изделия, флексо-, тампо- и трафаретной печати. Сначала выставка объединила всех, кто работает на этом рынке, и стала местом, где принимаются ответственные решения о приобретении оборудования. Через конкурсы выставка подняла этикетку на высочайший уровень дизайнерского и технологического искусства. Эта выставка не только отражает современное состояние индустрии этикетки, но и способна отразить ее потенциал. Именно эта выставка принесла новую образно сформулированную задачу отрасли "За чистоту этикеточной продукции". Конференцию, сопутствующую выставке, не пропустит ни один специалист, потому что только там можно получить исчерпывающую информацию о состоянии и тенденциях развития российского рынка этикетки. Усилия организаторов не остались незамеченными - выставка принята в самые авторитетные международные выставочные союзы.
В преддверии юбилейной 10-й выставки "Этикетка/LabelЕxpo", которая пройдет в КВЦ "Сокольники" 23-26 марта, нам удалось взять короткое интервью у вице-президента холдинга MVK Валентины Вишневской -бессменного директора этой и других самых успешных выставок в календаре Международной выставочной компании.
- Валентина Михайловна, что нового принесет участникам и посетителям десятая выставка?
- Прежде всего у нее новые организаторы. Один новый по названию - это Международная выставочная компания. Другой новый по сути - британская компания Tarsus Group PLC, сотрудничество с которой сделало выставку частью не только европейской, но и мировой выставочной программы. Второе новшество - изменение конкурсной программы. Вместо национального конкурса "Этикетка. Русский стиль" появляется международный конкурс "ГрандЭтикет", победители которого смогут стать участниками мирового конкурса. Появляется не имеющий аналогов в мире детский конкурс на лучшую этикетку, который преследует цель создать своеобразный кадровый резерв этикеточной индустрии.
- "Этикетка/LabЕlexpo" собирает больше зарубежных участников, чем любая другая выставка MVK. Сохранится ли эта тенденция?
- Да, у нас прибавилось более 20 новых зарубежных участников, и список российских тоже пополняется. Однако я хотела бы отметить качественные изменения. Впервые на выставке будут участвовать профессиональные ассоциации отраслей, являющихся потребителями этикетки как элитной части упаковочной индустрии, т. е. союзы производителей косметики, пива, мороженого, обуви и др.
- Валентина Михайловна, "Этикетка/LabelЕxpo" собрала все мыслимые знаки отличий. Не страшно, что скоро стремиться будет не к чему?
-- Ну что вы, разве в наградах дело? И эта и другие выставки мне дороги деловой эффективностью, а точнее, коммерческой отдачей наших участников. Судя по отзывам, отдача от выставки к выставке нарастает, и именно это - наша главная цель.
Об эффективном посещении выставки организаторы также позаботились. Чтобы сэкономить время, можно заранее ознакомиться с планом экспозиции и договориться о деловых встречах через форум на сайте выставки www.labelshow.ru.
Анастасия Данилова