|
|
Во время проведения международного форума "Индустрия упаковки: перспективы и риски" Борис Леонтьев, генеральный директор Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, ответил на вопросы нашего специального корреспондента Валентины Акулининой.
- Интеллектуальная собственность - основа бизнеса. С чего бы Вы посоветовали начать, точнее, на что особо обратить внимание предпринимателю при организации бизнеса в той или иной сфере?
- Здесь нужно уточнить. Интеллектуальная собственность - основа не любого бизнеса вообще, а того, в основе которого - высокотехнологичное производство, базирующееся на научно-технических исследованиях, разработках и соответственно на патентах и свидетельствах, выданных на различные объекты интеллектуальной собственности (ОИС). Смысл патентов и свидетельств на ОИС в монопольном использовании новейших и самых эффективных технических решений. Эта монополия на непрерывно обновляемые эффективные решения придумана не в России. Она существует много веков и сегодня признана во всем мире. Страны с высокоразвитой экономикой и высокотехнологичной промышленностью отличаются от стран со слабой экономикой тем, что за многолетнюю историю их развития они создали не только качественное законодательство по интеллектуальной собственности, но и сформировали устойчивые традиции эффективного использования этих активов в бизнесе. Именно эти традиции и механизмы стимулирования инновационной деятельности отличают высокоразвитые страны от слаборазвитых, поскольку способны успешно использовать в бизнесе многочисленные и самые разнообразные полезные идеи не только своих сотрудников, но и сторонних изобретателей. Эти традиции создавались столетиями. И базируются они на национальном и международном законодательствах. Парижская (1883 г.) и Бернская (1886 г.) конвенции, установившие правила обращения с промышленной собственностью и авторским правом, служат правовой основой рыночных отношений для ведущих стран Запада уже более 100 лет. Эти конвенции лежат в основе соглашения ТРИПС, на котором строит свою деятельность Всемирная торговая организация (ВТО).
Проблема России, других стран СНГ и всего соцлагеря бывшего и настоящего в том, что в них изначально отвергалась любая частная собственность, в том числе и интеллектуальная. Поэтому в этих странах потеряна традиция учета и стимулирования творческих вкладов в развивающийся бизнес, а отношения с творческими людьми строятся, по сути, по закону джунглей - кто сильнее, тот и прав. Хотим - поощряем, хотим - отвергаем изобретения, хотим наказываем творческую личность, безвозмездно изымая его творческие результаты. Здесь нам многое потребуется восстанавливать в соответствии с современными требованиями.
Что же касается организации работы предпринимателя с интеллектуальной собственностью в собственном бизнесе, то здесь первый шаг должен начинаться с обеспечения охраны самой идеи бизнеса, как его содержания, так и внешней его атрибутики. Точнее, речь идет о технологии производства и о символике бизнеса, т. е. о товарном знаке. Для организации производства тары и упаковки весьма непросто сегодня найти оригинальные технические решения, когда оборудование, инструменты и материалы, с помощью которых изготавливается упаковка, зачастую стандартные или приобретенные у изготовителя по договору купли-продажи. В этом случае получить патенты на такую широко продаваемую технологию производства крайне сложно. И скорее всего не следует.
Однако на форму упаковки и его дизайн получить охранные документы необходимо. Они должны быть оригинальными. Иначе придется использовать либо общеизвестные формы и дизайн, либо, если они оригинальны, кому-то уже принадлежащие. Используя какие-то формы упаковки, его дизайн и какой-то символ в качестве эмблемы или товарного знака, надо обязательно провести исследование на новизну, тождество и сходство. Иначе можно попасть в разряд нарушителей. Также следует патентовать разработанные фирмой оригинальные технологии производства и образцы нестандартного оборудования с целью их монопольного использования.
- В период бурной приватизации государственных предприятий и организаций обращалось ли внимание на интеллектуальную собственность, которая, по сути, принадлежала государству? Как ей распорядились "приватизаторы"?
- В начальный период приватизации, когда только что (в 1991 г.) вышел в свет Закон "О приватизации в РСФСР", к сожалению, интеллектуальная собственность игнорировалась.
Сначала ссылались, что нет необходимых методик оценки. А потом поняли, что без них удобнее, потому что намного дешевле. Когда приватизируют торговые точки, не имеющие известных товарных знаков, то такое игнорирование интеллектуальной собственности допустимо. Но когда приватизируют известные высокотехнологичные предприятия, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, то такое игнорирование не только унизительно для всех, кто там работает, но в общем-то и преступно.
К сожалению, чиновники, занятые этим процессом, до сих пор выполняют волю заказчиков такой приватизации и за бесценок сдают весьма известные предприятия и организации. А бесценок развращает. Поэтому в большинстве случаев настоящий хозяин такой приватизации не появляется. Новые хозяева становятся временными "собственниками", а точнее - перекупщиками. И такая "перекупщина" может продолжаться весьма долго, многие годы. Поэтому такая усеченная приватизация особенно в высокотехнологичном бизнесе наносит огромный ущерб. Руководство в таких приватизированных предприятиях часто меняется, высококвалифицированные специалисты разбегаются, конструкторско-технологическая документация расхищается, архивы вывозятся в утиль или растаскиваются, становятся бесхозными. А для рядового работника служба на таком предприятии становится бесперспективной.
К сожалению, этот стиль, заложенный младореформаторами еще в 1991 г., во многом сохранился и сегодня. Прямой ущерб государству от этого огромный, но организаторами такой стиль приватизации подается в прессу как благо, как ускорение процесса передачи собственности в частные руки, как очередной шаг приближения к рынку. В действительности все наоборот.
- Как, используя существующее законодательство, уберечься от расстаскивания инноваций с предприятия или как противодействовать промышленному шпионажу, подкупу специалистов, работающих на предприятии, их переходу с одного предприятия на другое в этой же сфере?
- Самым действенным средством для этого становится последовательное введение полноценной системы управления интеллектуальной собственностью на предприятии, ее базовой подсистемы по охране и защите исключительных прав. Наш институт проектирует и внедряет такие системы по заказу предприятий.
Важнейшим элементом этих систем являются контракты с сотрудниками. Причем контракты с низкоквалифицированными работниками и высококвалифицированными должны быть разными. Наибольший ущерб могут нанести бизнесу именно высококвалифицированные специалисты. Увольняясь, они могут прихватить с собой важнейшую техдокументацию. Но, как минимум, они унесут от вас знания и опыт. На Западе такие уходы к конкурентам практически невозможны. У нас по беспечности или некомпетенции руководителей предприятий такие случаи - явление обычное и, можно сказать, массовое. Здесь нужны консультации специалистов, чтобы все привести в норму и защитить бизнес.
- Существует ли судебная практика в сфере защиты интеллектуальной собственности? Если да, то какие конкретные примеры можно привести?
- Таких примеров множество. Взять хотя бы судебные дела по АО "Норильский никель", компании "Пепсико", "Русскому лото", АО "Камаз", НПО "Сатурн" и ряду других предприятий, по которым наш институт принимал и принимает участие в качестве эксперта. Подробно рассказывать о сути таких споров мы не можем, поскольку дела еще не закрыты. Сегодня арбитражные суды рассматривают сотни таких дел.
- Ссорятся два руководителя крупного ранга, скажем, генеральный директор и его зам. Зам уходит и создает новое предприятие с другим названием, но, пользуясь имеющимся опытом и знаниями, полученными на предыдущем предприятии, организует такой же бизнес, - допустим, ту же водку начинает выпускать. Будет ли считаться законной его деятельность?
- Если изначально в учредительном договоре, в уставе и других документах подобные случаи не оговорены, то такое воспроизводство подобной копии бизнеса законно. Если же изначально оговорен запрет на подобное воспроизводство с участием ключевых фигур в данном бизнесе, то нужно в дальнейшем руководствоваться положениями совместно принятой ими договоренности. Стандартных форм и нормативно установленных правил таких договоренностей не существует. Они всегда принимаются индивидуально применительно к конкретной ситуации. Здесь, безусловно, должна быть помощь специалиста.
Обычно такие ограничения по воспроизводству данного бизнеса ушедшим с предприятия специалистом изначально оговариваются в контракте, по которому он начинал работать на этом предприятии. Традиционно поначалу деятельность любого специалиста на российских предприятиях не воспринимается его руководством как потенциально опасная. Поэтому такое легкомыслие со стороны руководства предприятий потом зачастую оборачивается большими потерями. Наш институт уже не раз занимался "безнадежно обобранными" предприятиями, когда исправить положение уже было практически невозможно. Поэтому, вступая в совместный бизнес, даже замечательные друзья должны точно определить свои отношения и свои действия в случае их расхождения в планах и ухода с данного предприятия одного из них.
- Инновации, инвестиции, интеллектуальная собственность - как связаны между собой эти понятия по сути?
- Инновации, инвестиции и интеллектуальная собственность в высокотехнологичном бизнесе - это его атрибуты и неотделимые друг от друга элементы системы хозяйствования. У большинства наших хозяйственников и даже ученых экономистов здесь обычно ассоциации, к сожалению, не возникает, потому что в отечественной образовательной системе экономических знаний эти связи пока никак не прописаны. Инновации и инвестиции друг с другом для большинства менеджеров еще как-то связаны. Об этом кое-где все-таки написано в учебниках. В то же время их связь с интеллектуальной собственностью нашими хозяйственниками понимается довольно-таки смутно. Хотя главным во всех стратегических хозяйственных построениях и системах управления бизнесом является не что иное, как полноценная интеллектуальная собственность.
Если вы собираетесь вкладывать свои деньги в солидный инвестиционный проект по созданию или расширению высокотехнологичного бизнеса и не знаете, кому в этом проекте принадлежит интеллектуальная собственность, то вы деньги вкладываете в чужой бизнес и скорее всего их потеряете. Именно из-за этой неразберихи в обычной инвестиционной политике многих наших российских предприятий иностранные инвесторы не спешат вкладывать свой капитал в наш бизнес. Это свойство нашего "юридически непрозрачного" бизнеса они хорошо знают. А большинство наших бизнесменов до сих пор этого не знают. Им кажется, что если они "нарисуют" привлекательный бизнес-план и распишут на годы вперед будущие доходы и прибыли, то западные инвесторы им поверят и дадут денег. Это наивная ошибка. В основе всех инноваций и инвестиций должна быть четко обозначенная интеллектуальная собственность. А из нее следует, кто ее правообладатель и каковы с ним финансовые взаиморасчеты по годам на ближайшие 10-15 лет. И это не мелочи, как считают некоторые наши менеджеры и инвесторы.
- Выступая на форуме, Вы сказали: "Если интеллектуальная собственность не принадлежит предприятию, у него нет будущего". Поясните, пожалуйста, эту мысль.
- Правообладателями исключительных прав на интеллектуальную собственность, используемую на предприятии, могут быть не предприятие и не члены его трудового коллектива, а третьи лица в России или за рубежом. Но в этом случае на использование этой собственности в производстве и коммерции данного предприятия должно быть разрешение, называемое лицензионным договором. Если такого договора нет, то вся продукция, производимая с использованием чужой интеллектуальной собственности, контрафактная. Она подлежит изъятию, а производство должно быть прекращено.
Чтобы этого не произошло прежде, чем что-то куда-то инвестировать или производить, необходимо обратиться к специалистам по интеллектуальной собственности. Пусть они проведут исследования на патентную чистоту и ответят: можно ли данную продукцию производить на законных основаниях. Дизайнеры, которые по договору с предприятиями выполняют различные заказы на дизайн упаковки, на символику, на товарные знаки и фирменные обозначения, как правило, этот вопрос при заключении договоров не поднимают и за новизну своих творческих находок стараются не отвечать. Тем более они не в ответе за свои ошибки или умышленное заимствование чужих разработок, если эта ответственность не прописана в договоре с ним.
- Сакраментальная фраза Вашего выступления на форуме: "Сейчас в России все можно. "Сюрпризы" начнутся при вступлении в ВТО". Что Вы как руководитель столь солидной организации, как Институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, имеете в виду? Чего особо нам стоит опасаться и можно ли предпринять еще какие-либо действия, чтобы избежать этих "сюрпризов" к моменту вступления нашей страны в ВТО?
- Пока мы не вступили в ВТО, многие наши зарубежные конкуренты не предъявляют жёстких требований к нашим российским производителям, так как они пока с ними делят наш российский рынок. Но стоит вступить в ВТО и получить право выхода на их рынок с нашим товаром, то здесь начнется настоящая война. А поле битвы будет интеллектуальная собственность. По этому больному месту они будут нас бить и на своей территории, и на российской. После вступления в ВТО на российской территории они получат те же права, что и наши бизнесмены. Пока же у нас прав на нашей территории больше. И они это понимают. Пока не поздно, надо формировать свои системы защиты на предприятиях. Наш институт готов в этом помогать.
- Борис Борисович, спасибо Вам за столь подробное разъяснение вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью.
назад
|
|
|
|
|
|