|
|
"Будущий закон должен способствовать развитию новой отрасли" - так считает член рабочей группы по разработке Законопроекта "Об упаковке и упаковочных отходах". Владимир Соколов, выступавший с докладом на Международном Форуме "Индустрия упаковки: перспективы и риски"
Уже около двух лет рабочая группа, созданная по инициативе Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, готовит в порядке законотворческой инициативы законопроект "Об упаковке и упаковочных отходах". В результате многочисленных общественных слушаний и обмена мнениями со специалистами в области сбора и переработки ТБО, представителями муниципальных органов управления, производителями упаковки и упакованной продукции, законопроект претерпел некоторые изменения, в целях его скорейшей реализации.
НОВОЕ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ
Основные цели законопроекта остались прежними: исключение загрязнения использованной упаковкой окружающей среды; сокращение свалок; создание благоприятных условий для возврата в хозяйственный оборот вторичных материалов, стимулирование производителей и потребителей упаковки применять материалы, безвредные для человека, поддающиеся рециклингу и не выделяющие вредных для окружающей среды веществ в процессе утилизации и т.д.
Новым является то, что затраты на сбор и утилизацию использованной упаковки, включаемые в стоимость упакованного продукта и оплачиваемые конечным потребителем, предполагается перечислять не в виде "Налога на упаковку", а в виде "платы за сбор и утилизацию использованной упаковки" в укрупненные муниципальные внебюджетные "Фонды финансирования сбора и утилизации упаковочных отходов", объединяющие несколько экономически связанных муниципальных образований.
В первых вариантах законопроекта предусматривалось, что средства будут поступать в некоммерческие партнерства, учрежденные объединениями предприятий - производителей упакованной продукции, с участием объединений предприятий, занимающихся раздельным сбором использованной упаковки и рециклингом, под надзором уполномоченного государственного органа. Опыт стран, объединенных системой "Зеленая точка", подтверждает высокую эффективность такой независимой системы организации финансирования обращения использованной упаковки: происходит снижение издержек всех участников всего цикла, в результате стоимость утилизации уменьшается. Кроме того, обеспечивается целевое и незамедлительное использование собранных средств, что как показал опыт западных стран, практически невыполнимо при бюджетном механизме финансирования.
Однако, российские производители упакованного продукта, в первую очередь транснациональные корпорации, пока не заинтересованы в дополнительных заботах по перечислению собранной с потребителей платы на утилизации упаковки. Кроме того, для некоторых производителей нежелателен контроль объемов производства упакованной продукции. Особенно это касается производителей напитков. Правда и в Германии крупнейшие производители упакованной продукции решились на создание "Зеленой точки" только после того, как принятие закона, аналогичного разрабатываемому у нас, стало неизбежным. Они предпочли самостоятельно финансировать сбор и утилизацию упаковки, так как. опасались, что иначе придется платить гораздо больше.
К сожалению, российские производители упаковываемой продукции пока выжидают, а горы использованной упаковки переполняют свалки. Поэтому новая редакция законопроекта предусматривает расширение перечня взимаемых с предприятий платежей (для чего должны быть внесены дополнения в Налоговый кодекс или в действующие статьи Закона "Об основах налоговой системы" в части введения платы за сбор и утилизацию упаковочных отходов) и предлагает в качестве распорядительного органа внебюджетный Фонд. При этом подразумевается, что фонды разных уровней будут привлекать некоммерческие организации для решения задач по организации конкурсов (в целях минимизации затрат) и заключению договоров со сборщиками, сортировщиками и переработчиками использованной упаковки, а так же для решения задач, связанных с информационной поддержкой рынка годной к рециклингу использованной упаковки.
Средства в виде "платы за сбор и утилизацию использованной упаковки" должны поступить в укрупненные Фонды по месту нахождения производителя по факту отгрузки упакованного товара для реализации. Затем средства должны быть перераспределены в муниципальные Фонды тех территорий, где эта продукция реализуется (если место производства и реализации разные). Ожидается и ставится целью, чтобы объемы "перераспределяемых" средств были минимальными, так как укрупненные Фонды должны объединять экономически взаимосвязанные территории, в пределах которых и будет реализовываться продукция местных производителей.
Средства от импортеров упакованной продукции, взимаемые при ввозе товара на таможенную территорию России, поступят в Федеральный Фонд и должны перераспределяться в Фонды низших уровней, где импортируемая продукция будет реализовываться. При этом, муниципальные Фонды будут иметь право получать плату только в том случае, если на их территории организован раздельный сбор упаковочных отходов. Если раздельного сбора упаковочных отходов не организовано - платежи поступают в Фонд субъекта Федерации для использования на территориях, где раздельный сбор организован.
РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР И СОРТИРОВКА - Н ЕОБХОДИМЫ!
Организация раздельного сбора упаковочных отходов - важнейший элемент, необходимый для реализации целей законопроекта. Это связано с тем, что даже если упаковочные отходы утилизировать в составе твердых бытовых отходов (ТБО) на мусоросжигательных заводах, необходима сортировка ТБО и выделение вредных компонентов: батареек, емкостей с бытовой химией, различных химикатов, электронной техники, пластиковой упаковки и т.д. Если этого не делать, заводы становятся мощными источниками загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, полиароматическими углеводородами, диоксинами, поскольку. температура горения ТБО гораздо ниже 1250 градусов, необходимых для нейтрализации вредных веществ.
Но выделение из ТБО упаковочных отходов (сортировка), после того, как они побывали в контейнере вместе с пищевыми отходами, а затем перевозились на мусоровозных машинах, вредно с точки зрения санитарии и абсолютно неэффективно с точки зрения возможности извлечения годных к вторичной переработке (рециклингу) материалов. Причина этого - загрязненность использованной упаковки пищевыми компонентами, техническими маслами, влагой.
Раздельный сбор позволяет извлечь в 7-12 раз больше годной к рециклингу использованной упаковки, а лучшей формой утилизации использованной упаковки является рециклинг материала, из которого упаковка изготовлена.
Рециклинг материалов позволяет исключить выделение вредных веществ в процессе естественного разложения упаковочных отходов, позволит обойтись без свалок, съэкономит невосполнимые природные ресурсы, создаст новые рабочие места.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Реализация законопроекта предполагает привлечение инвестиции частного капитала. Это необходимо для того, чтобы рециклинг реально мог стать основным методом утилизации использованной упаковки, а для этого требуется строительство, в масштабах страны, тысяч предприятий! Но за счет вводимой законопроектом "платы за сбор и утилизацию упаковочных отходов", эти предприятия построить невозможно, т.к. нельзя допустить, чтобы "плата" существенно повысила стоимость товара, ведь это, в свою очердь, может уменьшить его сбыт.
Очевидно, что в малых городах, не говоря уже о местностях с низкой плотностью населения затраты на сбор и транспортировку использованной упаковки будут значительно выше, чем в крупных городах. С другой стороны, именно городское население потребляет основной объем упакованной продукции и именно в городах остро стоят экологические проблемы, связанные с использованной упаковкой.
Поэтому законопроект не ставит целью, чтобы размер платы за сбор и утилизацию упаковочных отходов, покрывал любые затраты на сбор и утилизацию упаковочных отходов в любой местности с любой плотностью населения.
Размер платы за сбор и утилизацию упаковочных отходов предлагается определять как сумму минимально необходимых затрат для раздельного сбора и утилизации упаковочных отходов на полигонах или мусоросжигательных заводах, в составе:
а) затрат на раздельный сбор и транспортировку упаковочных отходов в городах;
б) затрат на переработку упаковочных отходов по видам примененных материалов с целью обезвреживания для последующей утилизации;
в) затрат на утилизацию методом захоронения на подготовленных полигонах или методом сжигания на мусоросжигательных заводах.
Поскольку часть использованной упаковки будет подвергнута рециклингу, то плановые затраты, указанные в п. "б" и "в" должны быть использованы для платы предприятиям за рециклинг.
Оценки, проведенные с учетом изложенных ограничений, показывают, что удорожание упакованного товара за счет вводимой платы, составят от десятых долей процента до нескольких процентов от стоимости. Для дорогостоящего товара, например для бытовой техники удорожание составит десятые доли процента. Для продуктов питания, реализуемых в пластиковых упаковках малого объема, удорожание может составить несколько процентов. Если материал упаковки непригоден для рециклинга, а при других методах утилизации выделяются вредные вещества, стоимость утилизации увеличивается - соответственно удорожание товара может стать более существенным. Но производитель может использовать для упаковки другой материал и, тем самым, снизить плату.
Исходя из имеющегося уровня инфляции, можно ожидать, что повышение стоимости упакованных продуктов питания на 0,3 - 6% не будет чрезмерным для потребителя и не повлияет существенно на сбыт товара.
Однако в разных регионах и для некоторых материалов собираемой платы может быть недостаточно для организации рециклинга. Тогда дополнительно могут быть привлечены средства муниципальных бюджетов в рамках специальных программ.
В целом, идеи заложенные в законопроект, не вызывают возражений со стороны заинтересованной общественности и организаций. В некоторых субъектах Федерации уже законодательно закреплены положения, имеющиеся в законопроекте. Правительством Москвы, как известно, уже осуществляются практические шаги по организации раздельного сбора ТБО на территории Москвы.
назад
|
|
|
|
|
|