E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    Форум упаковкщиков - впервые в России


вернуться к оглавлению
TopList


     В конце октября в Москве, в отеле "Ренессанс", в течение 2 дней проходил Всероссийский форум "Индустрия упаковки: перспективы и риски".
     Его организаторы: Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере упаковки и компания Abercade consulting, занимающаяся исследованиями промышленных рынков, в том числе и упаковочного.

     На повестку дня форума были вынесены самые животрепещущие вопросы: интеллектуальная собственность, инновации, стандартизация, маркетинг как основной инструмент бизнеса, инвестиции, подготовка кадров, отечественное оборудование для производства упаковки, проблемы контрафакта и защиты товаров, вопросы вторичной переработки упаковки и охрана окружающей среды. Все они подробно рассматривались как на пленарном заседании, так и на семи действующих секциях. Словом, тематика охватывала всю жизнедеятельность упаковочной отрасли.
     В форуме участвовали представители органов законодательной и исполнительной властей, высшей школы, производители и потребители упаковочной продукции (полимерной, бумажной, картонной, алюминиевой), компетентные эксперты, инвесторы, маркетинговые агентства, журналисты специализированных изданий.
      Ведущий пленарного заседания председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере упаковки Александр Бойко первой предоставил слово Светлане Степановой, руководителю Департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки России. Она, отметив возрастающее значение упаковочной отрасли в развитии экономики страны, рассказала о той работе, которая в настоящее время проводится Минпромнаукой совместно с Минэкономразвития России по подготовке к вступлению в ВТО. В частности, она отметила, что это будет 2004-2005 гг. В связи с этим создана переговорная группа, в которую входят первые лица всех министерств. Прошли слушания руководителей практически всех отраслей промышленности: автомобильной, машиностроительной, станкостроительной, авиационной, металлургической, легкой, лесного комплекса. Эти отрасли отчитались в правительстве о предстоящей реструктуризации, иными словами, они понимают, что на рынке выживает лишь конкурентоспособный товар не только по цене, но и по качеству, и по сервису. Предстоит защитить 11 тыс. товарных знаков.
     От Комитета Совета Федерации по разработке законодательной базы в сфере упаковки и упаковочных отходов выступил Владимир Соколов, помощник руководителя рабочей группы. Он рассказал о том, какие изменения претерпел этот законопроект с момента его появления в свет.
     Анализ рынка отечественного упаковочного машиностроения дал Григорий Хмелевский, исполнительный директор ассоциации "Пакмаш", и рассказал о перспективах его развития.
     С обстоятельными докладами перед участниками форума выступили промышленные потребители упаковки: Валерий Елхов, президент Союза мороженщиков России, и Владимир Салев, исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации. Они дали обзор обозначенным сегментам промышленного рынка, рассказали о роли упаковки в данных областях, о проблемах, с ней связанных, и возможностях расширения сотрудничества с упаковщиками.
     Подробнее тематика форума была представлена на секциях: "Маркетинг в упаковочной отрасли", "Кадры в упаковочной отрасли", "Переработка и вторичное использование тары и упаковки", "Инновация и стандартизация в упаковочной отрасли", "Инвестиции в упаковочной отрасли", "Защита продукции от подделок", "Упаковка как элемент маркетинговой коммуникации".
     Работа секций прошла в активном обсуждении вынесенных на повестку дня вопросов, напоминающем собой "круглые столы". С подробной информацией на секциях выступили специалисты и эксперты соответствующих учреждений и консалтинговых агентств. Они же дали исчерпывающие практические консультации по проблемным вопросам. Особо бурно проходило, например, заседание секции "Защита продукции от подделок", на которой солировали Марина Бубнова, председатель совета правления НП "Национальная корпорация товаропроизводителей против подделки", заместитель директора по развитию НИИ "Гознак", Екатерина Титова, начальник отдела интеллектуальной собственности НИИ "Гознак", Борис Леонтьев, генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, заместитель председателя Комитета интеллектуальной собственности ТПП РФ. Это заседание превратилось в практическую консультацию - докладчики ответили на многочисленные конкретные вопросы.
     С подробным комментарием сложившейся ситуации в области использованной упаковки и ее вторичной переработки выступил Игорь Смиренный, вице-президент Европейского института упаковки (EPI), главный редактор нашего журнала.
     На секциях был также рассмотрен передовой опыт таких фирм, как ГК "Титан" ("Опыт и перспективы создания новых картонно-тарных предприятий с участием отечественных и зарубежных инвесторов"), ЗАО "Юнифол" ("Эффективные решения в упаковке - залог индивидуальности и основа защиты брэнда"), ЗАО "Вторсырьепереработка" (О раздельном сборе упаковочных отходов в России, отечественном и зарубежном опыте, о работе с населением по раздельному сбору бытовых отходов"), "Тетра Пак" ("Внедрение автоматизированных систем планирования и контроля производства в упаковочной отрасли"), ОАО "Саянал" ("Внедрение международного стандарта ISO 9001-2000"). В рамках форума прошел также семинар "Упаковка как элемент маркетинговой коммуникации". Весьма интересным было, например, выступление Романа Захарова, начальника отдела рекламы торгового дома "Эксима", который подробно осветил тему "Продвижение фасованной продукции в Internet" и особо отметил, какой экономический эффект дают оптимизация сайта, его грамотное создание. Представитель "Вимм-Билль-Данн" Виталий Сагидов рассказал о новых проектах фирмы, связанных с продвижением товара посредством упаковки. Большое оживление вызвал доклад директора дизайн-бюро "Рекламное агентство Art-Com" Марона Казака "Творчество - элемент перемен" о выводе на рынок товарной марки "Красная линия".
     Форум завершился итоговым пленарным заседанием, на котором выступили как организаторы, так и руководители секций.
     С заключительным словом выступил Александр Бойко. Он отметил, что поставленная перед форумом цель в целом достигнута. Успех форума обеспечен тем, что в зале собрались специалисты, интересующиеся упаковочным бизнесом, - инициативные руководители предприятий, обладающие смелостью и способностью решать возникающие вопросы. Именно такие люди сыграли роль в развитии упаковочной отрасли, ее стремительном подъеме.
     Большое значение имеет то, что на форуме рассмотрен целый ряд вопросов, необходимых для выработки стратегии развития упаковочной отрасли, определены возможные пути ее дальнейшего роста.
     "Важно, - подчеркнул А. Бойко, - что тема форума была одобрена Минпромнауки России, в частности первым заместителем министра А. Свинаренко, и представители этого министерства приняли активное участие в его работе. Форум поддержали также ряд других министерств и ведомст, институты и университеты, которые готовят в настоящее время специалистов для упаковочной отрасли, специализированные газеты, журналы.
     Очень хочется верить, что оптимистический настрой проведенного мероприятия сохранит каждый из участников, и есть надежда, что форум упаковщиков станет традиционным.
     Благодарю всех за проявленную активность в подготовке и проведении форума и его многочисленных тематических секций".

     РЕКОМЕНДАЦИИ ФОРУМА
     Рассмотрев и обсудив актуальные вопросы, связанные с развитием упаковочной отрасли в Российской Федерации, участники 1-го международного форума "Индустрия упаковки: перспективы и риски" отметили следующее.
     В настоящее время стихийное развитие упаковочной индустрии в России стало приобретать все более упорядоченный характер. Рынок упаковки трансформировался, выделились его сегменты. У специалистов сформировалось достаточно четкое представление об инфраструктуре тароупаковочной отрасли. В различных общественных организациях и государственных структурах созрело понимание роли упаковки в отечественной экономике как инструмента маркетинговой деятельности предприятий. Открыты и продолжают открываться новые специальности в вузах, ведутся переподготовка специалистов и повышение квалификации работников для упаковочной отрасли. Возникают все новые и новые общественные структуры: союзы, объединения, ассоциации в различных сферах упаковочной индустрии. Существенно возросло влияние на решение вопросов отрасли со стороны ТПП РФ, которая стала в настоящее время ведущей организацией, работающей в этом направлении. Успешно развивается сфера отраслевых выставок, конкурсов и других мероприятий, связанных с упаковочной тематикой.
     Однако до настоящего времени не определены роль и место индустрии упаковки как инструмента эффективного воздействия на экономическое развитие страны. Сориентированная в основном на внутреннее потребление, связанная со всеми секторами отечественной промышленности, сегодня она оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность российских товаров, защиту их от контрафакта. Будучи высокорентабельной и привлекательной для инвестиций, упаковочная отрасль не получает должной поддержки как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.
     Отмечено, что существует ряд проблем, которые тормозят развитие упаковочной отрасли. Среди главных необходимо выделить следующие:
· отсутствие правовой и несовершенство нормативной баз упаковочной отрасли;
· отсутствие государственных и малочисленность общественных специализированных структур, способных с достаточной степенью эффективности собирать, обобщать, обрабатывать и анализировать статистические и другие данные, необходимые для нормального функционирования индустрии упаковки; недостаточное проведение мониторинга и определение приоритетных направлений развития каждого сектора отрасли;
· наличие факторов, ставящих отечественных участников упаковочного рынка в неравные условия по отношению к зарубежным конкурентам.
     Развитие упаковочной индустрии, увеличение объемов производства ее продукции не только способствуют экономическому росту, но и влекут за собой проблемы, связанные прежде всего с загрязнением окружающей среды отходами производства и потребления. Отходы упаковки составляют до 60 % всех твердых бытовых отходов (ТБО), образующихся в процессе жизнедеятельности общества. (В России ТБО составляют 35-40 млн т в год.)
     Уже сейчас в среднем по стране приходится до 40 кг упаковки в год на человека (по крупным городам эта цифра значительно выше). Отходы использованной упаковки являются одним из важнейших факторов загрязнения окружающей среды в РФ, так как только 3 % их перерабатываются промышленными методами, а остальные вывозятся на полигоны или сжигаются. Под полигоны и свалки ТБО ежегодно отчуждаются до 10 тыс. га земель, включая плодородные земли, изымаемые из сельскохозяйственного оборота. Вместе с тем отходы использованной упаковки являются ценным вторичным сырьем, наиболее оптимально перерабатываемой частью ТБО. Действующие в развитых странах мира системы сбора и повторного использования упаковочных отходов позволяют вовлечь в хозяйственный оборот значительную часть этих отходов и получить большой экономический эффект. Деятельность, связанная с обращением отходов упаковки, является также весьма привлекательной сферой для приложения сил и возможностей малого и среднего предпринимательства.
     Таким образом на современном этапе развития экономики назрела настоятельная необходимость упорядочения деятельности в области обращения упаковки и ее отходов, включая разработку и принятие Федерального закона "Об упаковке и упаковочных отходах".
     В целях содействия дальнейшему развитию упаковочной отрасли, учитывая обсуждения докладов, выступлений и других материалов форума, его участники приняли следующие рекомендации:
     1. Федеральному Собранию РФ:
        1.1. Ускорить разработку и принятие проекта Федерального закона "Об упаковке и упаковочных отходах".
     2. Правительству РФ:
        2.1. Включить в Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (до 2005 г.) раздел по вопросам обращения упаковки и упаковочных отходов.
        2.2. Рассмотреть вопрос об уменьшении или отмене таможенных пошлин на импортируемое сырье, материалы и оборудование для производства упаковки и переработки упаковочных отходов.
        2.3. Создать координационный орган для обеспечения поддержки отечественных экспортеров упаковочных изделий и оборудования.
        2.4. Рассмотреть вопрос о запрещении ввоза на территорию РФ упаковочной продукции, отходы которой не поддаются переработке.
     3. Торгово-промышленной палате РФ:
        3.1. Отнести к разряду приоритетных работу, направленную на развитие упаковочной отрасли и предпринимательства, связанного со сферой упаковки.
     4. Агентству по патентам и товарным знакам РФ:
        4.1. Рассмотреть вопрос о правомерности использования российскими производителями и поставщиками импортной продукции товарного знака "Зеленая точка" на территории РФ.
     5. Правительству Москвы:
        5.1. Оказать максимальное содействие проведению информационно-разъяснительной компании среди жителей города, нацеленной на внедрение раздельного сбора ТБО.
        5.2. Способствовать развитию рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что повлечет за собой развитие рынка услуг по раздельному сбору и сортировке ТБО.
     6. Комитету ТПП РФ по предпринимательству в сфере упаковки:
        6.1. Организовать совместно с заинтересованными организациями проработку вопроса о создании в России национального Института упаковки.
        6.2. Принять непосредственное участие в подготовке новой гармонизированной с международной системы стандартизации в упаковочной отрасли, обеспечив совместно с отраслевыми периодическими изданиями ее пропаганду и внедрение.
     7. Журналам "Тара и упаковка", "Паккограф" и другим периодическим изданиям, "Unipack.ru" и другим электронным СМИ, работающим в сфере упаковки:
        7.1. Продолжить работу по обеспечению индустрии упаковки информационно-аналитическими материалами, способствующими развитию связей между производителями упаковочной продукции.
        7.2. На базе Музея упаковки совместно с фондом "Чистая Москва" развернуть информационно-пропагандистскую работу среди населения по различным аспектам производства и потребления упаковочной продукции, включая раздельный сбор и утилизацию отходов упаковки.
     8. Инвестиционным и финансовым организациям:
        8.1. Обратить особое внимание на инвестирование в упаковочную отрасль как высокорентабельную и дающую быстрый и эффективный возврат вложенных средств.
           

назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки