|
|
В настоящее время многие российские товаропроизводители используют различные технологии, стремятся производить конкурентоспособную продукцию на базе применения передовых достижений науки и техники. Однако степень защищенности интеллектуальной собственности, которую российские предприятия фактически используют или планируют использовать, не соответствует современным условиям и требует изменения отношения к этой проблеме. Острота этой проблемы связана в первую очередь с ожидаемым в ближайшее время вступлением России в ВТО. Деятельность ВТО и требования этой организации к чистоте рыночных отношений государства - члена ВТО строятся на основе Cоглашения ТРИПС (от английского Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights), которое вступило в силу 1 января 1995 г. и является синтезом международных нормативных правил использования интеллектуальной собственности. Соблюдение требований Соглашения ТРИПС является обязательным для всех стран - членов ВТО. А как раз в этих вопросах практически любое российское предприятие имеет большие недоработки.
Вступление России в ВТО для российских предприятий будет иметь следующие последствия:
- претензии со стороны зарубежных конкурентов к патентной чистоте продукции и технологий с вероятностью остановки наших производств;
- дискредитация российских предприятий в случае обнаружения в их продукции или в технологиях технико-технологических и дизайнерских решений, принадлежащих зарубежным компаниям;
- обязательное освоение функций юридической защиты и экономического управления интеллектуальной собственностью (ИС).
В противном случае это станет ахиллесовой пятой в конкурентной борьбе российского бизнеса с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Это не происходит сегодня, до вступления России в ВТО, потому что до этого момента наши товаропроизводители имеют явное преимущество на территории РФ. Пока такие действия западных конкурентов сегодня преждевременны и малоэффективны, но это не значит, что все идет замечательно.
До сих пор, реализуя рыночные преобразования, российские товаропроизводители делают упор на рост материального и финансового капитала предприятия. Некоторые представители крупного бизнеса, отдельные менеджеры российских компаний, кто прошел трудовую и управленческую закалку на Западе, поняли, что без инновационных нововведений, без организации комплексного управления интеллектуальным капиталом целостная система бизнеса станет неустойчивой, их единение переходит во внутреннюю борьбу.
Для того чтобы достаточно быстро и качественно организовать управление интеллектуальной собственностью на своем предприятии, необходимо:
- во-первых, возродить функцию патентного отдела;
- во-вторых, провести инвентаризацию интеллектуальной собственности и нематериальных активов;
- в-третьих, определить наиболее значимые активы;
- в-четвертых, наиболее ценные технико-технологические и дизайнерские решения попытаться зарегистрировать в Роспатенте в качестве объектов промышленной собственности;
- в-пятых, сформировать стратегию развития бизнеса на базе наиболее ценных активов;
- в-шестых, обеспечить охрану коммерческих секретов и ноу-хау;
- в-седьмых, организовать охрану ИС в рамках трудовых контрактов.
Именно умелое использование ИС обеспечивает технологическое превосходство над конкурентами. В этом аспекте ИС выступает как система производства и продажи конкретного товара. Она выражается в виде таких последовательных действий, как операция, процедура или технология, дозирующая употребление ресурсов, а также конкретизирующая место, время и условия исполнения обозначенной системы действий. При этом первостепенную роль играют содержание этих процессов, качество и своевременность исполнения всех операций по обслуживанию основных и вспомогательных технологий. Поэтому вопрос об исполнителях и организаторах этих процедур по всему комплексу уникальных работ, синхронному выполнению необходимых действий здесь стоит на одном из первых мест. Нередко ценность ИС, заложенной в конкретных технологических решениях, состоит в том, что без разрешения и помощи ее автора или владельца, обладающего знаниями ноу-хау, ее полноценное законное воспроизводство становится год от года все более и более сложным делом. Как обеспечить качественное воспроизводство уникальной технологии - в этом и состоит одна из наиболее острых проблем устойчивого бизнеса. Эта функция ИС как средства обеспечения технологического превосходства создает ритмичное воспроизводство уникальных потребительских свойств в товарной продукции. Организация такой трудновоспроизводимой конкурентами технологии и составляет суть искусства менеджеров, занятых данным бизнесом. Данная функция отражается через такую группу понятий, как технология, организация производства, менеджмент, персонал. В основе этой функции лежат форма производства и содержание процессов, способов, процедур. А высококвалифицированный персонал превращается в главную движущую силу бизнеса.
По мере развития рыночных отношений и товарного производства ИС все больше выступает как средство, обеспечивающее правовую защищенность бизнеса. Ключевыми понятиями функции правовой защищенности являются: исключительное право, неисключительное право, ущерб от несанкционированных действий нарушителя прав, штраф за нанесение ущерба. Первые два понятия определяют рамки правомерного и неправомерного использования прав на объекты ИС. Вторые относятся к санкциям за неправомерное использование этих прав. Здесь уместно отметить, что ИС, в частности, в рамках данной функции, также рассматривается и как средство индивидуализации юридического лица, имея в виду товарные знаки, фирменные наименования и другие объекты охраны торговых обозначений. Все более яркое выражение этой функции проявляется по мере ужесточения требований к предпринимателям со стороны правоохранительных органов и совершенствования законодательства в этой сфере.
Эта функция успешно может выполняться, с одной стороны, за счет активных и грамотных действий со стороны владельца исключительных прав, а с другой - за счет слаженных и профессиональных действий со стороны целого ряда государственных органов.
Таким образом, правильное и всестороннее понимание ИС теми, кто с ней работает на предприятии, в итоге определяет успех всего бизнеса. И наоборот, однобокое и поверхностное ее понимание в настоящее время является главным препятствием развития инновационных процессов на отечественных промышленных предприятиях. Весьма интенсивный диалог специалистов нашего института с руководителями предприятий на рынке ИС в Москве, России и СНГ позволил нам сформировать концепцию основных функций ИС, которая уже предложена и используется на ряде предприятий. Как показывает практика, она имеет большое прикладное значение при работе с этими активами в хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В последующих публикациях вы можете найти более подробную информация об этих уникальных функциях ИС.
назад
|
|
|
|
|
|