E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    ЭТИКЕТКА В РОССИИ


вернуться к оглавлению
TopList


     Любые готовые к продаже предметы, продукты и напитки всегда нуждались в какой-либо рекламе. До XIX в., когда полиграфическая промышленность была еще не развита, она проявлялась больше словесно, в рисунках на стенах перед заведениями или в проведении массовых акций. С появлением большого количества литографий и типографий в крупных городах России соответственно выросло количество издаваемых газет. Резко возросла потребность в бумаге, которая изготовлялась большей частью в пределах России и к тому же самого разного качества. Теперь появилась возможность не только печатать газеты и журналы на бумаге низкого и среднего качества, но и печатать черно-белые рисунки очень высокого качества. И решающей ступенью к появлению собственно этикетки явился привоз в Россию технологии для цветной печати. Ранее многие продовольственные товары продавались корзинами, ведрами и в кулях из дерюги, теперь их стали фасовать в бумажные пакеты, кульки и затем в коробки с красочными рисунками.
     С бутылками дело было другое. Простые посудины для кабаков и трактиров вообще не имели никаких отличий. Более дорогие бутылки для вин имели на переходной части к горлу стеклянную нашлепку с печатью хозяина. С появлением "бумажных" эта нашлепка пропадает, и на бутылке стала красоваться поначалу черно-белая, а затем в разных цветовых тонах "собственно" этикетка. Уже потом с появлением подделок и для пущей рекламы на бутылке появляются контрэтикетка сзади и кольеретка на плечиках.
     Этикетки для пива, минеральных вод, вин, спиртных напитков и различных бытовых изделий печатались для европейских губерний Российской Империи и Сибири во всех крупных городах, но все-таки большей частью - в литографиях Москвы и Санкт-Петербурга, для Царства Польского и Финляндии - частью в пределах России, частью, возможно, в Европе, где могло обходиться дешевле.
     Наверное, самая простая и известная этикетка родилась в 1894 г. с организацией Государственной винной монополии, когда Правительство Российской Империи выпустило в продажу "Казенное вино" в бутылках вместимостью от 1/200 ведра до 1 ведра (12,3 л). Она представляла собой прямоугольник из бумаги низкого качества серо-белого цвета с несложным орнаментом, названием "Казенное вино" и указанием объема посуды. Эта этикетка прожила с 1894 г. до введения сухого закона в 1914 г., т. е. двадцать лет. Советская власть в 1924 г. снова использовала ее незатейливый дизайн, изменили только название на "Хлебное вино".
     Есть еще одна сторона этикетки. Наверное, она имеет глубокие корни в истории торговли. Для обозначения хозяина груза употреблялись свинцовые пломбы с выдавленным на них текстом. С появлением бумажной этикетки часть промышленного товара стала сопровождаться фирменными этикетками на бумаге. Эта традиция существует и в наши дни.



назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки