Употребление бумаги для упаковки в России совпадает со временем петровских преобразований. Россия, управляемая молодым и энергичным императором, стала в один ряд с ведущими мировыми державами. Выстроив на берегу Финского залива новую столицу империи Санкт-Петербург, Петр I, по крылатому изречению некоторых историков, "прорубил окно в Европу". Санкт-Петербург стал не только одним из крупнейших европейских портов, но и одной из крупнейших столиц в Европе.
Реформы Петра привели к быстрому росту промышленности и повышению культурного уровня России. Среди указов Петра был опубликован Указ 1720 г., предписывающий "...построить своим коштом бумажную мельницу и делать бумагу, какая может быть в действо произойти: картузную, оберточную, книжную, писчую". "Картузная" - это бумага для кульков и пакетов. Этот документ свидетельствует о том, что в России существовала бумажная упаковка в виде оберток, кульков, пакетов. Оберточная бумага употреблялась в чистом виде, без рисунка. В нее заворачивали большей частью подарки, перевязывая их шелковой ленточкой. В дальнейшем, использовав ее для каких-либо хозяйственных нужд, эту бумагу, естественно, не сохраняли. Изображения упакованных и перевязанных ленточками подарков мы встречаем на живописных работах русских художников конца XVIII - начала XIX в.
Сохранились "ярлыки" некоторых бумажных мануфактур. Эти ярлыки служили в качестве товарных знаков производства и печатались оттиском с деревянных или металлических досок на обертках пачек бумаги. Ярлыки оформлялись декоративной рамкой, изображением вида бумажной мельницы или геральдической композицией. На ярлыках обязательно помещалось изображение герба Российской Империи или города изготовителя бумаги.
Качество отечественной бумаги было высоким и не уступало лучшим сортам импортной бумаги. Передавая в частные руки в 1722 г. одну из бумажных мануфактур новому хозяину, ему предписывалось: "бумагу делать почтовую, книжную... и всякого звания... чтоб добротою было не токмо против заморской, но еще б и превосходило". И это предписание отменно исполнялось владельцами российских бумажных мануфактур.
Иногда любовь потребителя к иностранному товару давала повод владельцам мануфактур выдавать свою продукцию как "иностранную". Так, на одной из русских бумажных мануфактур была выпущена партия бумаги с ярлыками, скопированными у голландцев и с голландским текстом. Но русское происхождение бумаги выдавал изображенный в овале медведь - герб города Ярославля.
Для упаковки табака употреблялись обертки с гравированными на них рисунками. К сожалению, образцы таких оберток пока не обнаружены. В фондах изобразительной продукции ("Изо") Российской государственной библиотеки хранятся обертки табачных пачек начала XIX в. Литографированные рисунки на этих обертках, очевидно, по традиции продолжают композиции XVIII в, выполненные ранее в гравюре на дереве. На одной из оберток изображен стилизованный под народную гравюру кораблик, а не другой - геральдическая композиция, похожая на западный образец. Подобные композиции встречаются на пачках табака польского производства.
Интересная серия упаковок для пудры обнаружена в том же отделе "Изо" Российской государственной библиотеки.
Насаждение Петром I западно-европейской моды в России привело к употреблению среди знати париков, которые обильно посыпали пудрой. Таким образом, пудра расходовалась в большом количестве, а продавали ее расфасованной, очевидно, по одному фунту в пакетах. На таких пакетах были отпечатаны с гравюры на металле разнообразные сцены из жизни светского общества в модных для того времени костюмах, платьях и, конечно, в париках. Картинки обрамлялись простой рамкой размером не более игральной карты. На каждой пачке внутри картинки одна и та же надпись: "Лучшая английская пудра" (которая, конечно, изготовлялась в России), и дата - 1773 г.
Название изготовителя пудры, которое, вероятно, было помещено на обороте пакета, не дошло до нас. Очевидно, прежний владелец этих пакетов решил сохранить себе только "картинки" и вырезал их из пакетов.
Аналогичные пакеты начала XIX века сохранились в Музее упаковки. Традиционное оформление упаковочных пакетов в начале XIX в. было аналогичным концу XVIII в. Остается надеяться, что со временем будут обнаружены еще какие-либо материалы по печатной упаковке в России XVIII в.
Поиски досужих исследователей истории русской культуры ведутся постоянно. Упаковка как одна из частей русской культуры может неожиданно обогатиться сохранившимися где-то и ждущими своего исследователя материалами. Пример "попутного" обнаружения старинных упаковок приводится в известном рассказе И. Андроникова "Загадка НФИ". В рассказе имеется эпизод, когда И. Андроников, наконец, обнаружил искомые им письма и заметки старинных русских писателей. Понятен восторг исследователя, который описывает, как он извлекал из сундука все, чтобы добраться до найденных сокровищ, - различные старинные флакончики, коробочки и прочую мелочь, пока не добрался до заветных сокровищ. Но такого рода "хлам" XVIII - XIX в. является не менее ценным материалом для истории русской упаковки. Надеемся, что в аналогичных поисках найденный попутно второстепенный материал осядет в различных музеях и дождется встречи с исследователем истории русской упаковки.
Б.Н. РАХМАНИНОВ,
доцент МГХПУ им. С.Г. Строганова,
почетный работник высшего
профессионального образования РФ