"Наша марка" - широко известная марка папирос Донской государственной табачной фабрики, получившая жизнь в 1926 г. Это популярное словосочетание мы вынесли в название папки, посвященной советскому рекламному плакату периода нэпа
Советский рекламный плакат послереволюционного десятилетия - явление уникальное. Вершиной его в первой половине - середине 1920-х годов стали достижения величайших мастеров конструктивизма: А. Родченко, В. Маяковского, А. Лавинского. Их успехи бесспорны, творчество достаточно изучено и представлено в публикациях. Кстати, они же в те годы оформляли и многие упаковочные изделия. Значительно менее известны художники второй половины 1920-х годов, которые создавали массовую советскую рекламу товаров для внутреннего рынка и экспортной продукции.
В 1990-е годы впервые внимание исследователей привлекла фигура Дмитрия Буланова (работал до 1934 г.) - ленинградского профессионального художника-рекламиста, широко использовавшего в плакате графические приемы конструктивизма в сочетании с фотомонтажом. В предлагаемой читателям издательством "Контакт-Культура" новой тематической подборке демонстрируется творчество выдающихся мастеров рекламы: московского художника Михаила Буланова (работал до 50-х годов) и ленинградца Александра Зеленского, а также Дмитрия Тархова, Бориса Такке, Дмитрия Кравченко, Бориса Титова и других художников. Напомним, что большинство из них помимо создания рекламных плакатов занимались и оформлением упаковки. Так, например, именно руке А. Зеленского принадлежит всем хорошо известная коробка для папирос "Казбек".
Крупнейшим заказчиком печатной коммерческой рекламы в Москве был трест Моссовнархоза Моссельпром, куда вошли национализированные пивоваренные и спиртоводочные заводы, а также кондитерские и табачные фабрики - важнейшие поставщики подакцизных товаров. Реклама Моссельпрома со слоганом Маяковского "Нигде кроме как в Моссельпроме" дополняла внешний облик столицы на протяжении всей второй половины 1920-х годов. В это время Маяковский и Родченко отошли от непосредственной рекламной деятельности для Моссельпрома. Их сменили профессиональные художники-рекламисты: Д. Тархов, М. Буланов, Б. Такке, а затем и ленинградец А. Зеленский. Состав авторов рекламы определил ее художественный облик: на смену конструктивистским листам пришли выразительные красочные плакаты с сюжетными и портретными композициями. Темпераментный Михаил Буланов наполнил рекламу динамикой движения персонажей и откровенным юмором; Дмитрий Тархов - графической прорисовкой архитектурных элементов и богатым подбором шрифтов; Борис Такке - живописностью изображения; Александр Зеленский - необыкновенной гармоничностью цвета и гротеском. Именно А. Зеленскому принадлежит серия листов 1929-1930 г.г. с карапузом в клетчатой кепке ("Дрожжи", "Крюшон", "Морс").
Основные заказы А. Зеленский выполнял для Ленинградского табакотреста. Национализированные предприятия, вошедшие в его состав, имели до Октябрьского переворота богатейшую историю, сложившиеся брэнды и опыт рекламной деятельности. В 20-е годы сохранялись многие торговые марки папирос, известные в России: "Пушка", "Тары-бары", "Роскошь", "Дюшес" и др. Реклама, созданная художником, преподносила потребителям новый облик традиционных изделий. Листы А. Зеленского с изысканными шрифтами и великолепным рисунком лишены какой-либо повествовательности старой рекламы и по стилистике принадлежат к лучшим образцам графики "art deco".
Московские художники выполняли заказы на рекламу товаров региональных производителей табачных изделий, пива и фруктовых вод: "Крымтабак", "Уртак", "Южная Бавария" и др.
В 1920-е годы сформировалась стилистика советской экспортной рекламы. Пионерами здесь выступали знаменитый Резинотрест и Моссельпром. Плакат Д. Кравченко для Резинотреста и "Ирис-прима" А. Зеленского демонстрируют высочайший уровень исполнения, который будет многие годы отличать советскую внешнеторговую рекламу на международном рынке.
Советская реклама периода нэпа сумела объединить достижения художников-конструктивистов и традиционные приемы старой русской рекламы. Она преобразила облик улиц городов и украсила витрины магазинов изображениями героев новой страны, которые убеждали с плакатов: "Покупайте российское!".
Александр СНОПКОВ,
Алексей ШКЛЯРУК
назад
|