|
|
Автора предлагаемой статьи Марию Бирюкову уже можно назвать постоянным автором нашего журнала. Несколько лет назад, будучи студенткой "Строгановки", она стала победителем конкурса "Заводной апельсин". Сейчас Мария сама преподает дизайн упаковки, готовится защитить кандидатскую диссертацию.
Предлагаемая статья - первая в серии "Дизайнерские истории", подготовленной Марией Бирюковой для нашего журнала
"Ведь что такое красота,
И почему ее обожествляют люди:
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?.."
Вечные рассуждения о соотношениях "пользы, прочности и красоты" теперь как нельзя более актуальны в упаковочной индустрии. Без того, что мы сейчас называем "дизайном", книга или журнал оставались бы простой стопкой рукописей, молоко бы до сих пор продавалось в розлив, а все человечество было бы лишено возможности тратить деньги в супермаркетах.
Сегодня создание нового товара и его продвижение на рынке - это работа множества людей, где работа дизайнера одновременно является и трудом первопроходца, формирующим конечный облик продукта, и одновременно подытоживает труды и усилия всей этой цепочки.
Западные профи дизайна упаковки не без основания утверждают: создание упаковки - одна из самых тонких и волнующих сфер современного дизайна... Ведь львиная доля работы дизайнера всегда остается за кадром, рядовой потребитель видит только конечный продукт, попадающий на прилавки, а также результаты проведенной рекламной компании, т.е. становится этот товар популярным или нет. И говоря о проделанной работе дизайнера, речь идет о важности основополагающей концепции дизайна, которая в итоге и определяет успех или неуспех продвижения товара в условиях рыночной экономики. Многие производители зачастую ставят работу дизайнеров в один ряд с другими службами, помогающими продвижению товара на рынке. И, как это иногда случается, заказчику трудно понять и оценить работу дизайнера.
В свою очередь, со стороны дизайнера важен не просто красивый облик упаковки, хотя именно дизайнеру доступны выразительные художественные средства. Важны понимание специфики бизнеса заказчика, позиционирование торговой марки на рынке и удовлетворение ожиданий потребителя.
Зачастую трудно себе представить, какой титанический труд стоит за феерически легкой коробочкой, жизнь которой, увы, так недолговечна и которая в то же время способна заставлять людей подчиняться ее власти - покупать, формировать моду, вкусы и стили.
С чего же начинается ваша работа над упаковкой, какие методы проектирования вы используете и как, в конце концов, среди множества эскизов вы распознаете верное решение? - этот вопрос задавал Стаффорд Клиф, известный исследователь современного искусства в своей книге "50 профессиональных секретов отличного дизайна" создателям наиболее популярных торговых марок, этикеток и упаковок Австралиии, Канады и США. Эти продукты нашли свое признание как среди широкого круга потребителей, так и в профессиональной среде и по праву считаются достойными образцами современного упаковочного дизайна.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
На сегодняшний день марка консервов и соусов "Магги Бир" - одна из самых популярных в Австралии. Однако мало кому известно, что начинался этот успех всего несколько лет назад, когда Магги Бир - владелица и шеф-повар ресторана в Аделаиде, знаменитого фирменным фазаньим паштетом, решилась предложить потребителю серию элитной продукции из фазаньего мяса под названием "Гурман". Оставалась только одна проблема: в магазине не подашь паштет, сервированный на тарелке... Различными дизайн-студиями было предложено множество идей для решения этой проблемы. Однако натуралистичное изображение фазана (рис. 1) на этикетке диссонировало со сложившимся стилем продукта - "разумное сочетание индивидуальности, качества и ценовой политики". Команда Яна Кидда предложила всего одну концепцию, но она подразумевала саморазвивающуюся систему дизайна, рассчитанную на расширение ассортимента серии. Фирменный знак серии в виде фазана выполнен в авторском стиле, достаточно компактен и лаконичен, что позволяет эффективно использовать его и на упаковке (этикетках, коробках, банках), и на любой рекламной продукции: тарелках, фартуках и баннерах. Способ выполнения - ксилография - еще больше усиливает эффект индивидуальности. "Мы ставили перед собой задачу подчеркнуть впечатления уютного европейского ресторана, ощущение традиций. Ведь долина Баросса, где находится ресторан, хранит в себе европейские традиции...и кухня Магги Бир - одно из подтверждений этому. Поэтому легкий оттенок французского провинциального стиля в рисунке и монохромной цветовой гамме - наиболее верное решение". Дизайн этикеток и упаковок (рис. 2) построен на сочетании фирменного изображения фазана и значительного количества текстовой информации о продукте и рецептов Магги Бир. Индивидуальность продукта еще больше подчеркнута размещенной на каждой этикетке историей создания знаменитого паштета и историей создания марки.
После состоявшегося успеха торговой марки на рынке заказчица попросила только об одном изменении в дизайне - заменить "легенду" Магги Бир на рассказ о долине Баросса, без романтического духа которой успех был бы неполным.
назад
|
|
|
|
|
|