|
|
В мае с. г. исполнилось 80 лет старейшему преподавателю Высшего художественно-промышленного училища им. Строганова, старейшему автору и консультанту нашего журнала, идейному вдохновителю создания в Москве Музея упаковки, апологету русского дизайна упаковки
Борису Николаевичу РАХМАНИНОВУ
Фамилия Рахманинов ассоциируется с серебряным веком русской культуры и заставляет внимательно присмотреться к невысокому пожилому человеку... Действительно он принадлежит к великому русскому роду. Сопричастность и единство русской культурной традиции освещают и предопределяют всю его жизнь новатора и первопроходца.
Родился Борис Николаевич в 1921 г. Война застала его студентом Архитектурного института. Студент Рахманинов входил в архитектурный батальон, который занимался маскировкой Москвы - создавал иллюзорные деревни над Большим Театром и другими достопримечательностями столицы (можно сказать, создавал маскировочную упаковку для Москвы).
После окончания института Борис Николаевич работал в отделе реставрации памятников Академии архитектуры, где была создана специальная лаборатория по обмерам памятников архитектуры. Склонность к поиску новых решений привела Бориса Николаевича к освоению и внедрению в нашей стране нового метода обмеров, что позволяло произвести обмеры, например, всего Соловецкого монастыря за 40 дней, что и было сделано Рахманиновым практически в одиночку. Результатом этой деятельности явилась книга под научной редакцией Б. Н. Рахманинова "Стереоскопия в архитектуре и строительстве", вышедшая в 1952 г.
Серьезная болезнь помешала дальнейшей активной работе. Не возможны стали длительные командировки, связанные с обмерами. И с 1963 г. Борис Николаевич Рахманинов переходит на педагогическую работу в Строгановское училище, где начинает преподавать начертательную геометрию. Но не этот предмет стал смыслом его жизни.
С детства он любил рисовать, учился живописи, интересовался и хорошо знал историю искусства. Знаменательно, что и это пристрастие нашло выход - он стал одним из создателей и общественных хранителей "изотеки" в библиотеке им. Н. А. Некрасова. Особенно в это время он увлекался прикладной графикой.
Коллекционеры со своей страстью к красоте и умением увидеть ее в вещах обыденных часто опережали свое время в выборе приоритетов. Так случилось с интересом и любовью Бориса Николаевича Рахманинова к русской прикладной графике, в частности к этикетке и упаковке. На сегодняшний день его подборка образцов с большим количеством авторских экземпляров наиболее интересна в России. Собственно говоря, Борис Николаевич не коллекционер в привычном понимании этого слова. Он не стремится собрать все у себя дома и любоваться сокровищами в одиночку, как "скупой рыцарь". Его собрание - это методический фонд преподавателя истории прикладной графики на кафедре "Графического дизайна и упаковки", открытой в Строгановке при непосредственном участии Бориса Николаевича еще в 1964 г. (к сожалению, впоследствии из названия той кафедры сначала исчезло слово "упаковка", а затем "графический" дизайн был заменен "коммуникативным"...). Таким образом, несмотря на извилистый путь, судьба привела Рахманинова (или это он ее привел) к логическому завершению. Сегодня Борис Николаевич, пожалуй, самый знающий специалист своего любимого предмета. Его статьи по отдельным аспектам истории упаковки и этикетки выходили в журнале "Тара и упаковка" и других специальных изданиях, переводились на иностранные языки. А его последний труд - альбом "Два века русской этикетки", написанный в соавторстве с И. Н. Смиренным, был приурочен к выставке с аналогичным названием, прошедшей в 1998 г. в Политехническом музее. И выставка, и альбом стали событием для всех ценителей и любителей русской этикетки, русской прикладной графики, русской культуры.
Ядро выставки составили экспонаты, предоставленные Б. Н. Рахманиновым (он был ее научным консультантом). Кстати, он - научный консультант Центральной государственной библиотеки (бывш. им. В.И. Ленина) по отделу прикладной графики.
Владея наиболее полными знаниями по истории русской упаковки и этикетки, Борис Николаевич и сейчас вместе с И. Н. Смиренным готовит фундаментальный труд по этому вопросу.
Именно благодаря статьям Бориса Николаевича в научный оборот вошло имя Михаила Александровича Маркова, мастера парфюмерной этикетки, работавшего в первой половине ХХ в. в традициях русского авангарда. Как раз оригиналы его этикеток стали "изюминкой" выставки "Два века русской этикетки".
Благодаря подвижническому труду Б.Н. Рахманинова удалось сохранить и другие имена художников, графиков - авторов этикеток и упаковок. Тем самым Борис Николаевич расширил наши знания в области русской культуры.
Кажется, круг замкнулся. Но в нашем рассказе все развивается по спирали. Завершает историю тот факт, что среди участников и лауреатов ежегодного и уже традиционного конкурса студенческих работ в области упаковки "Заводной апельсин" одно из первых мест заняла работа студентки негосударственного образовательного учреждения "Институт дизайна и рекламы" Оксаны Тарасовой. А одним из руководителей ее был Б.Н. Рахманинов (его педагогический опыт используют этот и многие другие вузы).
И совсем уже в заключение следует сказать, что за почти 40-летнюю преподавательскую деятельность Борис Николаевич воспитал целую плеяду замечательных художников-графиков. Можно сказать, что благодаря его усилиям возродился и расцвел современный дизайн русской упаковки. Среди его учеников такие прославленные мастера, как В. Чайка, В. Семенихин, Д. Мордвинцев и многие-многие другие. Своим учителем Б.Н. Рахманинова считают дизайнеры таких известных студий, как "Линия График", "ИМА-дизайн" и др.
Татьяна ЛЕМЕШКО,
преподаватель Московского государственного университета печати
От редакции. От имени читателей журнала, дизайнеров, входящих в Объединение дизайнеров упаковки, работающее при Культурно-просветительском центре дизайна упаковки, поздравляем Бориса Николаевича Рахманинова с 80-летним юбилеем и желаем ему здоровья, счастья и новых творческих успехов.
назад
|
|
|
|
|
|