E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    Упаковка: от коллекции - к музею.
№1-2001
№1, 2001

вернуться к оглавлению
реклама
TopList


     Автор предлагаемой статьи Борис Николаевич РАХМАНИНОВ - старейший преподаватель Московского художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, постоянный автор и читатель нашего журнала. Много лет ведет он в "Строгановке" курсы истории, прикладной графики, проектирования, графического дизайна и конструирования упаковки. Его ученики работают сегодня во многих известных дизайн-студиях Москвы и других городов России

     Собирательство во все времена было распространено среди населения. Увлечением к коллекционированию заражались "от мала до велика". Весьма уважительные и именитые лица не были исключением. Известно, что даже один из фараонов Древнего Египта собирал папирусные свитки для личной библиотеки и подвешивал к ним своеобразный "экслибрис" из керамики. Среди увлеченных коллекционеров были Дарвин, Рузвельт, Эйнштейн, Утесов и много других известных личностей. Благодаря энтузиазму собирателей образовывались интереснейшие коллекции, показывающие историю самых разнообразных предметов - от миниатюрных почтовых марок, до ... железнодорожных вагонов; от вкусных пряников до несъедобных жуков и бабочек.

     Частные коллекции нередко становились основой для организации музея или пополняли собрания существующих музеев, библиотек, хранилищ. В фондах Российской государственной библиотеки (бывш. им. Ленина) значительное место занимает дар графа Румянцева, а в Санкт-Петербургской государственной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина находится уникальное собрание книг, подаренных промышленником Жевержеевым. Оригинальная коллекция русских пряников архитектора Виноградова находится среди изделий народных мастеров в музее Декоративно-прикладного искусства и народного творчества в Москве.
     Упаковочно-этикеточная продукция как предмет собирательства не осталась без внимания коллекционеров. Многих увлекло собирание спичечных этикеток (в том числе и коробок), появились собиратели металлических банок для напитков, бутылок и бутылочных этикеток, конфетных "фантиков", табачных и вообще всяких этикеток и упаковок.
     С возобновлением в 1990 г. издания журнала "Тара и упаковка" его редакция стала собирать образцы старинных и современных упаковок и этикеток. В результате была собрана большая коллекция русской упаковки. Она послужила основой для организации Музея упаковки при Политехническом музее. Большую помощь в создании и развитии Музея упаковки оказала дирекция Политехнического музея. До этого с материалами по истории упаковки можно было ознакомиться лишь в собраниях некоторых библиотек и частных собирателей.
     В последние годы мы наблюдаем процесс возрождения качества русской упаковки, которая становится конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Постепенно стирается различие между экспортным и отечественным качеством упаковки.
     Создание Музея упаковки логично вписалось в процесс возрождения качества российской упаковки. Немалую роль в этом процессе сыграли подготовка молодых специалистов, создание дизайнерских студий и, в частности, объединение некоторых из них при Музее упаковки, проведение конкурсов и выставок. Российских дизайн-графиков стали привлекать зарубежные заказчики.
     Музейные экспозиции за рубежом создавались в различное время и в различных формах - от выставок и демонстрации упаковки в рамках музеев при производственных предприятиях до создания специализированных музеев. Такие музеи имеются в Германии, Швеции, Италии. В американском городе Атланта есть Музей бумаги, а в Польше - специализированный Музей спичек (в котором собрана богатая коллекция спичечных этикеток). Музей пива, где представлена огромная коллекция пивных бутылок и этикеток, есть в г. Пльзене (Чешская Республика), а Музей вина - в г. Бордо (Франция).
     Оригинальный музей был создан в Англии на основе материала, собранного коллекционером-любителем Робертом Опай. Экспонаты в количестве 300 тыс. единиц были выставлены в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 1976 г. Выставка называлась "Век упаковки", хотя представленные материалы по времени относились к концу XIX и началу ХХ в. В небольшой заметке, появившейся тогда в журнале "Декоративное искусство", автор обратил внимание читателей на то, что название выставки "Пэк - эйдж" - это "трудно переводимая игра двух слов". При слитном написании - это "искусство упаковки", а при раздельном - "век упаковки". Выставка демонстрировала и то и другое: от скромных штриховых этикеток до подарочных, оригинальной формы и различных материалов упаковок. На выставке были представлены упаковка для разнообразнейших видов товаров и во многих случаях сопутствующая их продаже реклама. Бутылки, коробки, банки, пакеты соседствовали с печатной рекламой и подарками в качестве приза при покупке определенного количества товара.

     Успех той выставки послужил стимулом для организации музея упаковки и рекламы. Место для музея было предоставлено в старинном особняке в г. Глочестере, где на набережной реки Северн, недалеко от Бристоля, расположились исторические музейные комплексы, охотно посещаемые туристами. Музей получил название "Музей рекламы и упаковки". Скромный буклет музея поясняет, что этот музей демонстрирует "британский" образ жизни в течение последнего столетия, иллюстрирует историю и новые формы торговли, эволюцию графического дизайна упаковки. В частности, экспонаты музея рассказывают о переходе к "домашнему" обслуживанию потребителя, в какой-то мере освобождению женщин от утомительного хождения по магазинам. Показ истории упаковки имеет "большое историческое и социальное значение как для молодых, так и для пожилых людей" - таков отклик прессы, приводимый в буклете. И далее: "ретроспективный показ рекламы и упаковки дает мощный импульс развитию нашего общества".
     Среди обширного материала Старой и Новой Англии в руки собирателя попали и образцы из других стран.
     Недавно в Англии был издан интересный альбом некоторых образцов этикеток и упаковок. Основатель Музея рекламы и упаковки г-н Опай сопроводил этот альбом пояснительным текстом. Подборка материала распределена по времени производства и появления его в продаже. В альбоме можно увидеть упаковки из Англии, США, Франции, Японии, Германии и ряда других стран. Упаковкам из России здесь места не нашлось (очевидно, из-за трудности их коллекционирования). Из работ известных мастеров прошлого Опай поместил в этом альбоме работу Альфонса Мухи (Чехословакия) и коробочку для пудры "французского (!?) художника Леона Бакста". К сожалению, в альбоме отсутствуют упаковки крупнейших мастеров графического дизайна, например Хаданка (Германия), Кассандра (Франция), а также этикетки и упаковки известных художников: Дали, Пикассо, Кандинского и др. Но в целом это прекрасный альбом для дизайн-графиков, художников и для всех, кто интересуется историей культуры и искусства.


назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки