E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки
НА ГЛАВНУЮ    Упаковка и государство.
№1-2001
№1, 2001

вернуться к оглавлению
реклама
TopList


     В опубликованной в начале года в "Московском комсомольце" беседе главного редактора этой газеты Павла Гусева и бывшего мэра Москвы Гавриила Попова говорится о том, что в России до сих пор не создано стратегического плана развития экономики на ближайшие годы и десятилетия. "Наши доморощенные теоретики рыночной экономики, - считает Гавриил Попов, - доказывали, что рынку нужна свобода, что ему и чужда, и вредна стратегия как наиболее выраженная форма регулирующей деятельности государства. Рынок, мол, без всякой стратегии, автоматически все сделает сам... ...Но ведь есть современный опыт развитых стран, - отмечает Г. Попов, - которые усиливали действия рыночных механизмов активностью государства... Еще две тысячи лет назад, - напоминает Г. Попов, - Сенека сказал: "Если не знаешь, куда плыть, то ни какой ветер не будет попутным". И мы на собственном опыте убедились, чем оборачивается отсутствие стратегии в экономике... ...Это хорошо знают и наши предприниматели, которых в первую очередь зигзаги политики в условиях неопределенности толкали все эти годы и к отказу от инвестиций, и к экспорту за рубеж весомой части их накоплений. ...Это хорошо знает молодежь, которой очень трудно определить свое будущее без знания перспектив страны, государства..."

ОТРАСЛИ НУЖНА ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

     Все это в полной мере относится и к упаковочной отрасли российской экономики, пока еще не сложившейся стратегически и, увы, не имеющей официального признания со стороны государства.
     Многие сегодня задают себе вопрос: а так уж ли необходимо этой отрасли признание государством? Может быть, само рождение ее и весьма интенсивное развитие, самостоятельно, без помощи государства, без общегосударственной стратегии - яркий пример высокоэффективной работы в рыночных условиях?
     К сожалению, опыт развитых, да и развивающихся стран показывает обратное. Давно известно, что в странах Западной Европы, в США, Японии и ряде других стран упаковочная отрасль занимает приоритетное, ведущее место в экономике. Ведь именно она объединяет многие другие отрасли (в том числе все сырьевые, агропромышленный комплекс, пищевую и перерабатывающую промышленность, машиностроение, транспорт, торговлю, экспорт продукции и т.д.). Именно в упаковочной отрасли многих стран самая высокая занятость, эффективно развивается мелкий и средний бизнес, быстро окупаются инвестиции, постоянно растут прибыли. Все это в том случае, если есть государственная экономическая политика, долгосрочная стратегия.
     Для российских же упаковщиков в условиях отсутствия общегосударственной стратегии пока не решены и еще долго (без поддержки со стороны государства) не смогут быть решены проблемы с налогами, с пошлинами на дефицитные ввозимые материалы, комплектующие для упаковочных машин, необходимые для производства современной упаковочной и этикеточной продукции, упаковочной техники. Не ожидается в ближайшее время льгот по лизингу. Слабо в данной сфере развивается научно-исследовательская и информационно-аналитическая база. Нет возможностей для более эффективного участия российских упаковщиков в международных выставках по упаковке как в России, так и за рубежом. Платить за выставочные площади даже у себя, в Москве, им приходится значительно больше, чем их зарубежным конкурентам. Ведь последних поддерживает собственное государство, а наших - нет. Пока же наших упаковщиков спасает лишь то, что рынок наш огромен, а западные конкуренты идти сюда небезосновательно побаиваются.

ВОЗМОЖЕН ЛИ ДИАЛОГ С ГОСУДАРСТВОМ?

     Отсутствие в наших госструктурах понимания значения упаковочной отрасли пока сказывается, в частности, и на рекомендациях правительству, принимаемых на уровне Государственной Думы. Так, в рекомендациях парламентских слушаний на тему "Экономические механизмы государственного регулирования продовольственного рынка", прошедших в октябре прошлого года, даже само слово "упаковка" не упоминается ни разу. Хотя как же можно "регулировать" продовольственный рынок без упаковки? Или как можно говорить о вступлении нашей страны в ВТО, когда всем известно, что для этого необходим соответствующий уровень развития упаковочной отрасли...
     Вот почему сегодня нужен диалог между государством и представителями новой отрасли. Однако все не так просто - ведь отрасль для нашей экономики совершенно новая и понимание ее значения в госструктурах, как мы видим, отутствует. Так возможен ли в таких условиях реальный диалог? Не превратится ли он в монолог, "в игру в одни ворота"?
     Пока же необходимо объединить существующие в других отраслях и сегодня совершенно разрозненные научно-исследовательские, учебные, культурно-просветительские и информационно-аналитические структуры, например, под эгидой ассоциации "СОЮЗУПАК" и (или) Комитета по предпринимательству в сфере упаковки при ТПП РФ. Объединившись, они смогут разработать стратегию отрасли, способную в дальнейшем синхронизироваться с общегосударственной долгосрочной экономической политикой (если таковая будет наконец провозглашена). Для этого они должны в срочном порядке разработать и представить Правительству, Госдуме, Минсельхозу, Минторгу и другим заинтересованным министерствам и ведомствам общее резюме о значении новой отрасли для рыночной экономики нашей страны и рекомендации по ее развитию.



назад


webm@ster
E-mail главная о журнале содержание новости для читателей для рекламодателей мир упаковки гостевая книга ссылки