|
|
Впервые в нашей стране с 28 ноября с.г. по 15 января 2001 г. "Лиггетт-Дукат", Культурно-просветительский центр дизайна упаковки и Политехнический музей при информационной поддержке журналов "Тара и упаковка" и "Табак и бизнес" в помещении Музея упаковки проводят ретроспективную выставку "История табачной этикетки
в России".
Таким образом "Лиггетт Дукат" возрождает традиции предпринимательства и меценатства, являясь сооргонизатором интересных в историческом плане культурных мероприятий
Сегодня сохранившиеся табачные упаковки и этикетки 19 - 20 вв. продолжают оставаться своеобразными образцами национального прикладного графического искусства, свидетельствами высокого уровня упаковочного, полиграфического и рекламного дела в России. Они представляют несомненный интерес для современных предпринимателей, художников-промграфиков, коллекционеров, любителей русской истории, самой широкой публики. Иногда упаковку, этикетку называют немым продавцом. Но одновременно с этим они остаются и немыми свидетелями истории страны. В целом табачная атрибутика, создававшаяся в России столетиями, стала неотъемлемым пластом русской культуры.
ТАБАК В РОССИИ
Первые достоверные сведения о распространении табака в России относятся к середине ХVII в. Тогда он считался на Руси "бесовским зельем". Легализовать табак суждено было Петру I.
К середине ХVIII в. табак уже получил повсеместное распространение. И вскоре без его употребления не обходилось на Руси ни одно празднество. В моду у российской знати входит нюхательный табак. При этом для многих была важна не столько процедура употребления зелья, сколько сопутствовавший ей антураж. Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной табачной пыли, - стала своеобразным символом знатности и богатства, образчиком высокого эстетического вкуса ее обладателя.
Появление в начале ХIХ в. сигар, а затем папирос произвело настоящую революцию в отечественном табачном производстве. Во второй половине ХIХ в. изготовлением папирос в России уже занимались десятки фабрик, не говоря об огромном количестве кустарных мастерских.
ТАБАЧНАЯ УПАКОВКА И
ЭТИКЕТКА
С распространением в начале ХIХ в. литографии на упаковке начинают печатать "этикет" - текстовую информацию о продукте (в данном случае о табаке), рисунок, фирменный товарный знак. Причем вначале этикет наносили в одну черную краску. Впоследствии слово "этикет" было преобразовано в слово "этикетка". Уже во второй половине ХIХ в. на упаковку для папирос шли картон и бумага лучших сортов. Этикетки известных российских табачных фирм, и сегодня впечатляющие специалистов своей высокой эстетикой, графикой и художественными достоинствами, часто выполнялись в технике многоцветной печати.
Предприниматели, занимавшиеся производством и торговлей табачными изделиями в конце ХIХ - начале ХХ в., буквально изощрялись в "изобретении" оригинальных названий "марок" папирос и даже их целых серий. "Резвушка", "Любочка", "Чудо", "Забава", "Лихач", "Самолет", "Пушкин", "Шутка", серии "Военныя", "Крыловскiя", "Гербовыя" и многие, многие другие марки (и соответственно этикетки) сопровождались оригинальными иллюстрациями. К рисованию, графической подготовке этикеток и упаковок иногда привлекались известные русские художники...
При этом в условиях отсутствия других средств массовой информации они иногда носили не только рекламный, но и познавательный характер. Впоследствии такие этикетки нередко становились предметами собирательства. К началу ХХ в. табачная торговля становится в России одним из самых выгодных коммерческих предприятий...
ФАБРИКА "ДУКАТ"
На этом фоне в 1891 г. в Москве строится новая табачная фабрика "Дукат" (название было образовано из сочетания двух фамилий: Дуван и Катык). Надо сказать, что к этому времени в Москве уже существовали три крупные табачные фабрики - купчихи А.Ю.Габай (современная "Ява"), старейшая в Москве фабрика грека М.И. Бостанжогло и Папиросно-гильзовая фабрика Абрама Катык. Владельцы многих русских табачных фабрик в те годы занимались благотворительностью, меценатством, вкладывали значительную часть своих капиталов в культуру, образование, медицину, религию и т. д.
Со знанием дела, оценив ситуацию, владелец "Дуката" купец 2-й гильдии Илья Давидович Пигит, караим (потомок древних хазар) по происхождению, организовал выпуск дешевых сортов табака, махорки и папирос ручного производства, рассчитанных на массового покупателя. Умело поставленная реклама - и роскошные "парадные" плакаты, печатавшиеся в лучших типографиях, и скромные, но иногда более занятные листовки, расходившиеся многотысячными тиражами, - позволила фабрике "Дукат" открыть несколько фирменных магазинов (один из них - на Кузнецком мосту). Кроме того, имелось множество мелких табачных магазинчиков и палаток.
ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Новая глава в истории отечественного табачного производства, упаковочной и этикеточной продукции для него началась с опубликования Декрета Совета народных комиссаров от 28 июня 1918 г., по которому все фабрики данного профиля переходили в собственность государства.
На первых порах в ходу были марки папирос, получившие известность в предшествующий период, такие, как "Тары-бары", "Добрый молодец" и др. Здесь уместно вспомнить слова В. Маяковского: "Нам достались от старого мира только папиросы "Ира" (женские имена в названиях папирос, кстати, использовались до 1917 г. довольно часто). Однако вскоре, в 20-е годы, на смену им пришли папиросы "Красноармеец", "Тачанка", "Смычка" и другие, символизирующие идеи новой власти.
Вторая половина 30-х гг. подарила советским курильщикам самую популярную марку папирос - "Беломорканал". Оформление "Беломорканала", как и родственных ему марок ("Север", "Байкал", "Прибой"), было весьма простым и не требовало значительных затрат. Куда наряднее выглядел "Казбек" в твердой картонной упаковке. А после войны для папирос и сигарет высших сортов использовались еще более дорогие упаковочные материалы. Много лучше здесь был и уровень полиграфического исполнения ("Юбилейные", "Фестиваль", "Герцеговина Флор" и др.). Не была обойдена вниманием и космическая тематика (папиросы "Межпланетные", сигареты "Лайка" и др.).
Позднее ассортимент табачных изделий охватывал широкий спектр от весьма недешевых "Столичных", "Космоса" до предельно доступного "Памира" или "Дуката".
В КОНЦЕ XX ВЕКА
Сегодня упаковочная и этикеточная промышленность России переживает настоящий бум. Появились высокопроизводительные предприятия, самые современные способы печати, технологии защиты от подделок. Определяются национальные черты дизайна упаковочной и этикеточной продукции. Последнее подтверждается успешным проведением международных выставок "Этикетка" и "РОСУПАК", национальными конкурсами на лучшую упаковку и этикетку, ежегодно проводимые ассоциацией "СОЮЗУПАК" и журналом "Тара и упаковка".
Возрождением благотворительности, меценатства занимаются и современные фирмы -производители табачной продукции. И среди них "Лиггетт-Дукат".
Таким образом, ретроспективная выставка "История табачной этикетки в России" станет еще одним важным шагом в развитии упаковочной и этикеточной индустрии, возрождении культуры оформления товарной продукции.
назад
|
|
|
|
|
|