Главная страница    НОВОСТИ
Новости упаковки
TopList

Музей упаковки и рекламы скоро откроется в Московском государственном университете печати



Более 10 лет (с 1999 по 2011 гг.) Музей упаковки располагался в самом центре Москвы... Раритетные этикетки, бутылочки, ящички и коробочки, дизайн упаковки, используемой в разные эпохи жизни России, а также старинные и современные технологии производства - представлены здесь в таком количестве, что переходя от стенда к стенду можно провести целую лекцию по истории государства.

Началом этому необычному музею послужила коллекция И.Н. Смиренного, который в свое время организовал журнал «Тара и упаковка». Работая в этом журнале, он начал коллекционировать старинные упаковки и обертки: и простые фантики, и юбилейные этикетки, и раритетные коробки. К 1997 г. в коллекции было уже немало экспонатов, тогда и родилась идея организовать первую выставку – «Упаковка из старой Москвы», приуроченную к юбилею столицы.

Через год была представлена новая выставка – «Два века русской этикетки», имевшая успех у посетителей. После этих двух удачных экспозиций Музей упаковки на целых 10 лет получил прописку в здании Политехнического музея. Кстати, открытый в 1999 году Музей упаковки является первым и единственным в России, подобные музеи есть в Великобритании, Швеции, во Франции, США и Германии.

Экспонаты в Музее упаковки представлены тремя разделами. В первом посетители увидят старинные технологии упаковочного дела в России, период расцвета которого приходился на конец 19 – начало 20 века. Наиболее интересные экспонаты относятся к парфюмерному и кондитерскому производству, так как в этой сфере достаточно важен внешний вид товара. Для этого при фабриках создавались специальные мастерские по созданию этикетажа (так раньше называли процесс оформления упаковочной продукции), коробок, бутылок и флаконов.

Кстати, оформлением упаковки в России до октябрьского переворота в 1917 г. не гнушались заниматься известные русские художники, такие, как Васнецов, Врубель, Бельский, Гапонов, Колесников, Апсит, Бакст, Билибин, Андреев, а в начале 20-х гг. – Родченко, Маяковский, Юон, Дейнека и др. Эти имена способны навеять грустные мысли о тотальном обесценивании уникальности вещей, сначала в период с 30 – до конца 80-х гг, и затем, вызванном штамповкой, конвейерным производством и слепым копирование западных упаковок и этикеток последних десятилетий. Казалось бы, что «русский стиль» упаковки был безвозвратно утерян. Однако, с появлением в стране Музея упаковки, Появилась надежда, что он может быть возрожден.

Вот, к примеру, стенд с конфетными коробками, которые были выпущены к 100-летию победы над Наполеоном. Сегодня, в годовщину 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г. выставка посвященная этому событию откроется в конце мая в Музее полиграфии при Московском государственном университете печати (МГУП) им. Ивана Федорова. Экспонаты для этой выставки представлены из архива Музея упаковки.



Сейчас они представляют настоящую историческую и художественную ценность. В эпоху отсутствия вездесущей телевизионной и газетно-журнальной рекламы, ее функцию с успехом заменяла упаковка. На какие только ухищрения не шли, например, производители кондитерских изделий: в упаковку вкладывались карточки с красивыми пейзажными или познавательными картинками, коробка из-под карамели легко трансформировалась в кукольный домик, предлагались различные загадки, типа сегодняшних пазлов. «Соберите 20 марок, и получите приз!» - думаете слоган сегодняшнего времени? Ничего подобного, придумано еще сто лет назад! Тогда же в России появились и шоколадные яйца, которые сегодня называют «киндер-сюрпризами».

После революции 1917 года заводы и фабрики были национализированы большевиками. Все они сменили названия на более «идеологически правильные». Кондитерская фабрика Эйнема превратилась в «Красный Октябрь», Товарищество Абрикосова переименовали в честь большевика Бабаева, парфюмерная фабрика Ралле – превратилась в «Свободу», а фабрика Брокара – в «Новую Зарю». Существенно изменилась и упаковка, в 20-е годы рекламу на этикетках заменили наглядной агитацией.





Рассматривая экспонаты 50-80-х гг. можно заметить, что условия «развитого социализма» в СССР наложили достаточно сильный отпечаток на подход к оформлению упаковки. Весьма невзрачные, а порою даже грустные образцы очень хорошо иллюстрируют стиль, названный «социалистическим реализмом».



По мнению экспертов ООН, Советский Союз в сфере упаковки относился к слаборазвитым странам. Тем не менее, в СССР государственная система все же уделяла хоть какое-то внимание научным исследованиям, развитию промышленности и технологий в сфере упаковки. Подтверждением этому служит представленные в Музее тюбики и брикеты с пищей для космонавтов, полевые комплекты питания для военнослужащих, упаковка для медикаментозных средств.



Третий отдел Музея полностью посвящен современному дизайну и технологиям упаковки, новейшим материалам и… достаточной острой проблеме раздельного сбора упаковочных отходов их более глубокой сортировке и переработки во вторичное сырье. В этом разделе можно узнать о многих отраслях, неразрывно связанных с производством, обращением и утилизацией упаковки. Оказывается, упаковка шагает рука об руку не только с целлюлозно-бумажной и стеклянной промышленностью, но и с упаковочным машиностроением, нефтепереработкой (производство полимеров и пленки), металлургией, транспортом складским хозяйством и торговлей. К слову сказать, дизайн упаковки в наши дни стал совершенно самостоятельной, развивающейся бурными темпами отраслью. Подтверждение этому – ежегодное участие молодых дизайнеров из многих университетов и колледжей России и ряда других стран в международном студенческом конкурсе на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин». В 2011 г. Музей упаковки, в связи с предстоящим закрытием Политехнического музея на капитальный ремонт и реконструкцию, - переехал в Московский государственный университет печати и вскоре, мы надеемся, откроет свои двери для посетителей. А пока деятельность Музея упаковки не прекращается. Организуются и проводятся на разных площадках ретроспективные и специализированные выставки, проводятся консультации для специалистов, готовятся к изданию книги, связанные с историей и дизайном упаковки, проводятся семинары для специалистов, организуются и проводятся различные конкурсы и т.д. Справки по тел. +7 (495) 644-04-02 / 03, 8(916) 672-47-85, e-mail: ismiren@mail.ru, www.museumpack.ru


закрыть



webm@ster